ООО на основании выданной ему лицензии на право пользования недрами от 02.11.2010 осуществляет освоение лицензионного участка недр, в ходе которого будет осуществлено строительство горнодобывающего предприятия (шахты), представляющего собой сложный технологический комплекс, состоящий из множества других объектов (квершлаги, штреки, уклоны, стволы, бремсберги и т. д.)

В соответствии с п. 11 ст. 258 НК РФ начисление амортизации по объектам, в отношении которых действующим законодательством установлена обязанность по государственной регистрации права, производится после подачи документов на такую регистрацию.

По вопросу обязательной государственной регистрации объектов горнодобывающего комплекса ООО ранее обращалось в Минэкономразвития России и получило ответ, согласно которому указанные объекты не обладают характеристиками самостоятельных объектов недвижимости и, соответственно, обязательной государственной регистрации не подлежат.

Достаточно ли по подземным объектам горнодобывающего комплекса (квершлаги, штреки, уклоны, стволы, бремсберги и т. д.) в целях применения ст. 259 НК РФ для начисления амортизации, а также для признания расходов в целях исчисления налога на прибыль, указанных в п. 9 ст. 258 НК РФ, по указанным объектам оформления актов о приеме-передаче объекта основных средств (форма ОС-1) и (или) актов о приемке выполненных работ (форма КС-2), справок о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3)?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 1 декабря 2011 г. N 03-03-06/1/795

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу начисления амортизации по объектам горных выработок и включения сумм начисленной амортизации по данным объектам в состав расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль, и сообщает следующее.

Согласно положениям ст. 253 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) к расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся суммы начисленной амортизации.

В соответствии с п. 1 ст. 258 Кодекса амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования. Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств или объект нематериальных активов служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика. Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества в соответствии с положениями данной статьи и с учетом классификации основных средств, утверждаемой Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 9 ст. 258 Кодекса в целях гл. 25 Кодекса амортизируемое имущество принимается на учет по первоначальной стоимости, определяемой в соответствии со ст. 257 Кодекса, если иное не предусмотрено гл. 25 Кодекса.

При этом согласно п. 11 ст. 258 Кодекса основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, включаются в состав соответствующей амортизационной группы с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав.

В соответствии с п. 1 ст. 11 Кодекса институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.

Согласно п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Также ст. 131 Гражданского кодекса установлено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом и иными законами.

Кроме того, в ст. 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" указано, что недвижимое имущество (недвижимость), права на которое подлежат государственной регистрации в соответствии с указанным Федеральным законом, - это земельные участки, участки недр и все объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, предприятия как имущественные комплексы.

Таким образом, если указанные в письме объекты горных выработок, а именно квершлаги, штреки, уклоны, стволы, бремсберги и пр., не представляется возможным отнести к объектам недвижимого имущества, права на которое подлежат государственной регистрации, то положения п. 11 ст. 258 Кодекса к ним не применяются. Налогоплательщик самостоятельно распределяет амортизационное имущество по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования, которые определяются на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества. Документами, подтверждающими первоначальную стоимость объекта основных средств (объектов горной выработки), могут выступать акты приемки-передачи объекта основных средств, акты о приемке выполненных работ и другие документы согласно законодательству Российской Федерации.

Одновременно сообщаем, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 23.03.2005 N 45н, в Министерстве финансов Российской Федерации, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения организаций по разъяснению (толкованию норм, терминов и понятий) законодательства Российской Федерации и практики его применения, по практике применения нормативных правовых актов Министерства, по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С. В.РАЗГУЛИН

01.12.2011