Работник организации представил подтверждающие документы (чеки об оплате, договор), связанные с оформлением зарубежной визы в связи с предстоящей командировкой. В частности, им были произведены затраты на оплату курьерской доставки, СМС-оповещения, консульских сборов. Услуги были оказаны сторонней организацией по договору. Какие из вышеперечисленных затрат можно учесть в составе расходов в целях исчисления налога на прибыль?

Ответ: В случае надлежащего документального подтверждения затрат на курьерскую доставку визы и на СМС-оповещение организация может учесть их наряду с консульскими сборами и расходами по оформлению визы в составе расходов на командировку. При этом должны быть выполнены следующие условия:

- командировка состоялась, имеются оформленные надлежащим образом командировочные документы;

- суммы указанных затрат отражены в авансовом отчете;

- организация возместила работнику указанные затраты;

- возмещение работнику затрат на курьерскую доставку и СМС-оповещение предусмотрено коллективным договором или локальным нормативным актом.

Согласно пп. 5 п. 7 ст. 272 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) датой признания данных расходов является дата утверждения авансового отчета.

Обоснование: Согласно пп. 12 п. 1 ст. 264 Кодекса в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, учитываются расходы на командировки, в частности на оформление (и выдачу) виз, консульских сборов и иных аналогичных документов.

Учитывая требование п. 1 ст. 252 Кодекса об обоснованности и документальном подтверждении затрат, признаваемых расходами для целей налога на прибыль организаций, затраты, относимые к расходам на командировки, должны быть связаны с состоявшейся командировкой сотрудника, носящей производственный характер.

Указанный вывод содержится в Письме Минфина России от 06.05.2006 N 03-03-04/2/134.

При этом согласно пп. 5 п. 7 ст. 272 Кодекса датой признания расходов является дата утверждения авансового отчета.

В соответствии со ст. 166 Трудового кодекса РФ служебная командировка - это поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. При этом особенности направления работников в служебные командировки устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Статьей 168 ТК РФ предусмотрено, что в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику расходы по проезду, найму жилого помещения, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.

Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом.

Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749 утверждено Положение об особенностях направления работников в служебные командировки (далее - Положение), определяющее особенности порядка направления работников в служебные командировки как на территории Российской Федерации, так и на территории иностранных государств.

В соответствии с п. 23 Положения работнику при направлении его в командировку на территорию иностранного государства дополнительно возмещаются:

а) расходы на оформление заграничного паспорта, визы и других выездных документов;

б) обязательные консульские и аэродромные сборы;

в) сборы за право въезда или транзита автомобильного транспорта;

г) расходы на оформление обязательной медицинской страховки;

д) иные обязательные платежи и сборы.

Затраты на курьерскую доставку визы и СМС-оповещение не могут рассматриваться в качестве обязательных платежей или сборов, указанных в пп. "д" п. 23 Положения.

Вместе с тем п. 24 Положения не запрещает осуществлять возмещение иных расходов, связанных с командировками, в случаях, в порядке и размерах, определяемых коллективным договором или локальным нормативным актом, при представлении документов, подтверждающих эти расходы.

Учитывая, что налоговое законодательство не использует понятие экономической целесообразности и не регулирует порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. В силу принципа свободы экономической деятельности (ч. 1 ст. 8 Конституции Российской Федерации) налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность.

Вышеуказанные положения содержатся в Определении Конституционного Суда РФ от 04.06.2007 N 320-О-П.

При этом проверка экономической обоснованности произведенных налогоплательщиком расходов осуществляется налоговыми органами во время мероприятий налогового контроля, порядок проведения которого установлен Кодексом.

В связи с этим можно сделать вывод, что в случае надлежащего документального подтверждения затрат на оплату курьерской доставки визы и на оплату услуг СМС-оповещения организация может учесть их в составе расходов в целях налогообложения прибыли наряду с затратами на консульские сборы и оформление и выдачу визы - расходы, прямо предусмотренные пп. 12 п. 1 ст. 264 Кодекса.

При этом следует отметить, что порядок и размеры возмещения затрат на оплату курьерской доставки визы и на оплату услуг СМС-оповещения должны быть отражены в коллективном договоре или локальном нормативном акте организации.

О. А.Королева

Советник государственной

гражданской службы РФ

2 класса

30.11.2011