О порядке применения восстановления НДС по основным средствам и нематериальным активам, используемым для осуществления операций, облагаемых НДС по ставкам 18 (10) и 0 процентов, в связи с вступлением в силу с 01.10.2011 Федерального закона от 19.07.2011 N 245-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах"
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 30 ноября 2011 г. N 03-07-08/337
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о порядке применения восстановления налога на добавленную стоимость по основным средствам и нематериальным активам, используемым для осуществления операций, облагаемых этим налогам по ставкам 18 (10) и 0 процентов, в связи с вступлением в силу с 01.10.2011 Федерального закона от 19.07.2011 N 245-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" и сообщает.
Согласно положениям п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, подлежат вычетам в случае использования этих товаров (работ, услуг) для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость, после их принятия на учет на основании счетов-фактур, выставленных продавцами. При этом п. 3 ст. 172 Кодекса установлен особый порядок принятия к вычету этого налога в отношении операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость по ставке 0 процентов, согласно которому вычет налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, производится на момент определения налоговой базы, установленный ст. 167 Кодекса.
Таким образом, в случае осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость как по ставке 18 (10) процентов, так и по ставке 0 процентов, в целях соблюдения норм Кодекса налогоплательщик должен вести раздельный учет сумм этого налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, используемым при осуществлении таких операций. При этом в соответствии с п. 10 ст. 165 Кодекса порядок определения суммы налога на добавленную стоимость, относящейся к товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, приобретенным для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), облагаемых по нулевой ставке, устанавливается принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения.
Учитывая изложенное, положения пп. 5 п. 3 ст. 170 Кодекса в редакции указанного Федерального закона о восстановлении сумм налога на добавленную стоимость, принятых к вычету, при дальнейшем использовании приобретенных товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, в операциях, облагаемых по нулевой ставке налога на добавленную стоимость, не изменяют для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность, подлежащую налогообложению по нулевой ставке налога, на постоянной основе, установленный Кодексом порядок принятия к вычету соответствующих сумм налога и распространяются на товары (работы, услуги), в том числе основные средства и нематериальные активы, приобретенные для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость по ставке 18 (10) процентов, но в последующем используемые для операций, подлежащих налогообложению по нулевой ставке налога.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Н. А.КОМОВА
30.11.2011