Организация обратилась в региональное отделение ФСФР России с заявлением на государственную регистрацию дополнительного выпуска ценных бумаг в виде обыкновенных именных бездокументарных акций

Приказом регионального отделения ФСФР России было отказано в государственной регистрации выпуска обыкновенных бездокументарных акций в связи с нарушением организацией требований о раскрытии информации, выразившемся в несвоевременном представлении в регистрирующий орган сообщения о существенном факте, содержащего сведения о принятии решения о размещении ценных бумаг.

Организация не согласилась с приказом об отказе в государственной регистрации, указав, что пропуск установленного законом срока не может являться основанием для отказа в государственной регистрации, так как имеет устранимый характер (был устранен до вынесения приказа об отказе в государственной регистрации).

Правомерна ли позиция организации?

Ответ: Позиция организации, выразившаяся в том, что пропуск установленного законом срока представления в регистрирующий орган сообщения о существенном факте, содержащего сведения о принятии решения о размещении ценных бумаг, не может являться основанием для отказа в государственной регистрации дополнительного выпуска акций, так как имеет устранимый характер, правомерна.

Обоснование: Согласно п. 3 ст. 20 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон N 39-ФЗ) регистрирующий орган обязан осуществить государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или принять мотивированное решение об отказе в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг в течение 30 дней с даты получения документов, представленных для государственной регистрации.

Регистрирующий орган вправе провести проверку достоверности сведений, содержащихся в документах, представленных для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг. В этом случае течение срока, предусмотренного абз. 1 настоящего пункта, может быть приостановлено на время проведения проверки, но не более чем на 30 дней.

В соответствии со ст. 21 Закона N 39-ФЗ основаниями для отказа в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспекта ценных бумаг являются: нарушение эмитентом требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, в том числе наличие в представленных документах сведений, позволяющих сделать вывод о противоречии условий эмиссии и обращения эмиссионных ценных бумаг законодательству Российской Федерации и несоответствии условий выпуска эмиссионных ценных бумаг законодательству Российской Федерации о ценных бумагах; несоответствие документов, представленных для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или регистрации проспекта ценных бумаг, и состава содержащихся в них сведений требованиям Закона N 39-ФЗ и нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг; непредставление в течение 30 дней по запросу регистрирующего органа всех документов, необходимых для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или регистрации проспекта ценных бумаг; несоответствие финансового консультанта на рынке ценных бумаг, подписавшего проспект ценных бумаг, установленным требованиям; внесение в проспект ценных бумаг или решение о выпуске ценных бумаг (иные документы, являющиеся основанием для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг) ложных сведений либо сведений, не соответствующих действительности (недостоверных сведений).

Пунктом 1 ст. 30 Закона N 39-ФЗ установлено, что под раскрытием информации на рынке ценных бумаг понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации в соответствии с процедурой, гарантирующей ее нахождение и получение.

Согласно п. 4 ст. 30 Закона N 39-ФЗ в случае регистрации проспекта ценных бумаг и (или) в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, эмитент обязан осуществлять раскрытие, а в случае регистрации проспекта ценных бумаг, предназначенных для квалифицированных инвесторов, - предоставление информации на рынке ценных бумаг в форме ежеквартального отчета эмитента эмиссионных ценных бумаг (ежеквартальный отчет); сводной бухгалтерской (консолидированной финансовой) отчетности эмитента; сообщений о существенных фактах.

Согласно п. 6.1.1 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного Приказом ФСФР России от 10.10.2006 N 06-117/пз-н (далее - Положение), в случае регистрации проспекта ценных бумаг эмитент обязан осуществлять раскрытие информации в форме сообщений о существенных фактах в порядке, предусмотренном Положением.

Обязанность осуществлять раскрытие информации в форме сообщений о существенных фактах в порядке, предусмотренном Положением, распространяется на эмитентов, которые в соответствии с Положением обязаны раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета.

В силу п. 6.1.2 Положения обязанность эмитента по раскрытию информации в форме сообщений о существенных фактах возникает с даты, следующей за днем регистрации проспекта ценных бумаг данного эмитента.

В соответствии с п. 6.2.6 Положения моментом наступления существенного факта, содержащего сведения о принятии решения о размещении ценных бумаг, считается дата составления протокола (дата истечения срока, установленного законодательством Российской Федерации для составления протокола) собрания (заседания) уполномоченного органа управления эмитента, на котором принято решение о размещении ценных бумаг.

Согласно п. 6.3.1 Положения раскрытие информации в форме сообщения о существенном факте должно осуществляться путем опубликования сообщения о существенном факте в следующие сроки с момента наступления существенного факта: в ленте новостей - не позднее 1 дня; на странице в сети Интернет - не позднее 2 дней.

Текст сообщения о существенном факте должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение не менее 6 месяцев с даты истечения срока, установленного Положением для его опубликования в сети Интернет, а если он опубликован в сети Интернет после истечения такого срока - с даты его опубликования в сети Интернет.

В рассматриваемом случае организацией был нарушен срок представления сообщения о существенном факте - сведений о принятии решения о размещении ценных бумаг.

Однако из норм ст. 21 Закона N 39-ФЗ следует, что нарушения установленных сроков представления организацией сообщения о существенном факте в регистрирующий орган не могут являться основанием для отказа в государственной регистрации выпуска ценных бумаг, так как имеют устранимый характер.

Таким образом, позиция организации правомерна.

Дополнительно отметим, что в связи с вступлением в силу с 05.07.2009 Приказа ФСФР России от 23.04.2009 N 09-14/пз-н (которым признан утратившим силу п. 6.3.2 Положения, исходя из которого сообщения о существенных фактах должны направляться эмитентом в регистрирующий орган в срок не более 5 дней с момента наступления указанного факта) отменена обязанность эмитента в случае регистрации проспекта ценных бумаг по направлению в уполномоченный орган сообщения о существенных фактах.

Данная позиция подтверждается Постановлением ФАС Уральского округа от 01.06.2009 N Ф09-3601/09-С1.

Е. Ю.Сысоева

ООО "Инвестиционно-консалтинговый центр"

29.11.2011