Организация осуществляет деятельность по предоставлению SPA-процедур. С целью повышения уровня обслуживания клиентов и исследования потребностей и предпочтений потенциальных клиентов организация проводит опросы на улицах и в различных заведениях, данные опросы осуществляются путем проведения личного интервью и заполнения анкеты, в которой указываются пожелания опрашиваемых относительно сервиса и перечня предоставляемых услуг. Опросы осуществляются сторонней организацией в рамках договора возмездного оказания услуг. Может ли организация учесть расходы на проведение опросов для целей исчисления налога на прибыль?

Ответ: Если организация, осуществляющая деятельность по предоставлению SPA-процедур, проводит с целью повышения уровня обслуживания клиентов и исследования потребностей и предпочтений потенциальных клиентов опросы путем проведения личного интервью, которое осуществляется сторонней организацией, то данные расходы могут быть учтены при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций при условии их соответствия положениям ст. 252 Налогового кодекса РФ.

Обоснование: Исходя из норм абз. 1 п. 1 ст. 252 НК РФ в целях гл. 25 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).

Как установлено нормами абз. 2 п. 1 ст. 252 НК РФ, расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Таким образом, данная организация имеет право уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль организаций на сумму понесенных расходов.

Следовательно, затраты должны быть понесены организацией обоснованно, а также должны быть подтверждены соответствующими документами, подтверждающими факт наличия расходов.

Нормами пп. 27 п. 1 ст. 264 НК РФ установлено, что к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся следующие расходы налогоплательщика: расходы на текущее изучение (исследование) конъюнктуры рынка, сбор информации, непосредственно связанной с производством и реализацией товаров (работ, услуг).

Минфин России считает, что расходы по договору на оказание консультационных, маркетинговых услуг и услуг по обработке информации учитываются в целях налогообложения прибыли в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, при условии их соответствия положениям ст. 252 НК РФ. Данная позиция изложена в Письме Минфина России от 17.12.2010 N 03-07-08/367.

В Определении ВАС РФ от 17.08.2011 N ВАС-10651/11 отмечено, что суды первой и апелляционной инстанций правомерно сочли расходы, произведенные налогоплательщиком, по опросу методом индивидуального личного интервью физических и юридических лиц расходами на маркетинг и данные расходы должны быть отнесены согласно пп. 27 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией товаров (работ, услуг).

Однако следует иметь в виду, что существует иная позиция в судебной практике. Так, ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 06.04.2006 N А33-9867/05-Ф02-1356/06-С1 по делу N А33-9867/05 указал: затраты общества по изучению конъюнктуры рынка неправомерно включены в расходы в том числе потому, что в отчетах по изучению рынка отсутствовала связь с основным видом производственной деятельности налогоплательщика.

На основании изложенного выше считаем, что если организация проводит опросы потенциальных клиентов путем проведения личного интервью, которое осуществляется сторонней организацией, то данные расходы с учетом их соответствия ст. 252 НК РФ могут быть учтены при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

А. Ю.Рахаев

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

28.11.2011