В Белоруссии проводилась выставка, в которой принимала участие российская организация. В связи с утерей образца оборудования российская организация обратилась с иском в судебные органы Белоруссии, так как утеря оборудования, по мнению российского участника, возникла по вине организатора выставки. Для представления своих интересов в суде российская организация обратилась к белорусской юридической организации, которой уплатила вознаграждение за оказанные услуги. Следует ли российскому заказчику производить исчисление и уплату НДС в качестве налогового агента при приобретении у этой иностранной организации указанных услуг?
Ответ: У российской организации возникает обязанность по исчислению и уплате НДС в качестве налогового агента при приобретении у белорусской организации юридических услуг по представлению своих интересов в суде Белоруссии в связи с хищением образца оборудования на белорусской выставке, так как местом реализации этих услуг признается территория РФ.
Обоснование: Исходя из пп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) объектом налогообложения признается также реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
Пунктом 1 ст. 161 Кодекса определено, что при реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога.
Согласно п. 2 ст. 161 Кодекса налоговая база, указанная в п. 1 данной статьи, определяется налоговыми агентами. При этом налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах, приобретающие на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) у указанных в п. 1 данной статьи иностранных лиц. Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, установленные гл. 21 Кодекса.
Статьей 5 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе" установлено, что порядок взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в соответствии с отдельным протоколом, заключаемым между сторонами.
Согласно ст. 2 Протокола от 11.12.2009 "О порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе" (далее - Протокол) взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в государстве - члене Таможенного союза, территория которого признается местом реализации работ, услуг (за исключением работ, указанных в ст. 4 Протокола). При выполнении работ, оказании услуг налоговая база, ставки косвенных налогов, порядок их взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) определяются в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза, территория которого признается местом реализации работ, услуг, если иное не установлено Протоколом.
В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 3 Протокола местом реализации работ, услуг признается территория государства - члена Таможенного союза, если налогоплательщиком (плательщиком) этого государства приобретаются консультационные, юридические, бухгалтерские, аудиторские, инжиниринговые, рекламные, дизайнерские, маркетинговые услуги, услуги по обработке информации, а также научно-исследовательские, опытно-конструкторские и опытно-технологические (технологические) работы.
Согласно ст. 1 Протокола юридические услуги - услуги правового характера, в том числе предоставление консультаций и разъяснений, подготовка и экспертиза документов, представление интересов заказчиков в судах.
Поскольку юридические услуги оказаны российской организации, местом их реализации признается территория РФ, несмотря на то что эти услуги были фактически оказаны на территории Белоруссии.
На основании изложенного российской организации следует производить исчисление и удержание НДС в Российской Федерации в качестве налогового агента при приобретении у белорусской организации юридических услуг по представлению своих интересов в суде Белоруссии, так как местом реализации этих услуг признается территория РФ.
А. В.Недоступ
Консультационно-аналитический центр
по бухгалтерскому учету
и налогообложению
23.06.2014