Заключение Кафедры ЮНЕСКО на проект четвертой части ГК РФ

(Федотов М. А.)

("Информационное право", 2006, N 2)

Текст документа

ЗАКЛЮЧЕНИЕ КАФЕДРЫ ЮНЕСКО НА ПРОЕКТ ЧЕТВЕРТОЙ ЧАСТИ ГК РФ

М. А. ФЕДОТОВ

Федотов М. А., заведующий Кафедрой ЮНЕСКО, доктор юридических наук, профессор, Чрезвычайный и полномочный посол РФ.

Кафедра ЮНЕСКО, объединяющая 17 докторов и 32 кандидата юридических наук, специализирующихся в области права интеллектуальной собственности и информационного права, на своем расширенном заседании 17 марта 2006 г. обсудила проект четвертой части Гражданского кодекса РФ и пришла к следующим выводам.

Данный проект не решает задачу кодификации гражданского права, поскольку, во-первых, основной массив отечественного законодательства об интеллектуальной собственности составляют нормы не гражданского, а административного права, а во-вторых, действующие в этой сфере специальные федеральные законы нуждаются не в кодификации, а в совершенствовании, которое с появлением проекта оказалось заблокировано.

Данный проект концептуально противоречит международным обязательствам РФ, поскольку предлагаемая разработчиками унификация наталкивается на отсутствие такой унификации на международном уровне, где правовая охрана интеллектуальной собственности осуществляется с помощью отдельных конвенций, касающихся авторского права, смежных прав, промышленной собственности и т. д. Принятие проекта, с одной стороны, затруднит имплементацию норм международного права в российское законодательство, а с другой - ограничит возможности России влиять на процессы развития международного права.

Данный проект противоречит мировой практике, поскольку почти во всех странах мира правовое регулирование интеллектуальной собственности осуществляется, как и ныне в России, с помощью специальных законов. Замена специальных законов Кодексом интеллектуальной собственности имеет место во Франции, Португалии и ряде развивающихся стран. В некоторых странах гражданские или торговые кодексы содержат нормы-принципы, касающиеся интеллектуальной собственности. Однако правовое регулирование данной сферы исключительно с помощью Гражданского кодекса в чистом виде не встречается нигде.

Данный проект принципиально меняет сложившуюся логику двухуровневого регулирования гражданских правоотношений - с помощью ГК и специальных законов - на одноуровневую, с помощью исключительно Гражданского кодекса. Если исходить из такой логики, то необходимо отменить и включить в ГК РФ Законы об акционерных обществах, о некоммерческих организациях и даже об общественных объединениях и политических партиях, поскольку все эти Законы лишь детализируют положения гл. 4 ГК РФ "Юридические лица".

Данный проект принципиально меняет логику построения структуры российского законодательства. Если исходить из необходимости включить в ГК РФ все нормы, так или иначе обслуживающие гражданские правоотношения, то необходимо отменить и включить в ГК РФ в качестве новых частей Семейный кодекс, Жилищный кодекс, Земельный кодекс и т. д.

Данный проект опасен не только своим возможным деструктивным воздействием на всю архитектонику российской правовой системы, но также неизбежным разрушением сложившейся правоприменительной практики, которая, безусловно, нуждается в совершенствовании. В свою очередь, развал правоприменительной практики приведет к неминуемому оттоку инвестиций из интеллектуально емких сфер экономики, стагнации этих сфер и в целом к разрушению интеллектуального потенциала России.

Данный проект можно расценить как попытку торпедировать процесс присоединения России к ВТО, поскольку ряд его положений противоречит Соглашению ТРИПС, договорам ВОИС, директивам ЕС (постатейные замечания по проекту прилагаются).

Кафедра ЮНЕСКО полностью разделяет обеспокоенность делового, профессионального, творческого и научного сообществ содержанием данного законопроекта и полагает, что его внесению в Государственную Думу должны предшествовать широкое обсуждение правоведами, правообладателями, пользователями, представителями бизнеса, а также международная экспертиза ВОИС и ЮНЕСКО. В то же время Кафедра ЮНЕСКО полагает целесообразным внесение в ГК РФ ряда норм, устанавливающих основы правового регулирования интеллектуальной собственности с последующей их детализацией в специальных законах.

Название документа