Об отсутствии оснований для установления "налоговых каникул" для физических лиц, являющихся налогоплательщиками транспортного налога и налога на имущество физических лиц

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 24 ноября 2011 г. N 03-05-06-04/324

В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено обращение и сообщается, что предложения об установлении "налоговых каникул" для физических лиц, являющихся налогоплательщиками транспортного налога и налога на имущество физических лиц, не могут быть поддержаны по следующим основаниям.

Законодательством Российской Федерации о налогах и сборах не предусматривается институт "налоговых каникул".

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Данная конституционная обязанность имеет особый, а именно публично-правовой характер, что обусловлено самой природой государства и государственной власти.

Налоги являются необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в ст. 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства.

Как отмечает Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17.12.1996 N 20-П, налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.

В развитие конституционной нормы в ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены основные принципы законодательства о налогах и сборах, а именно всеобщности и равенства налогообложения.

Учитывая фактическую способность налогоплательщика к уплате налога, а также иные критерии, в качестве исключений из общеустановленных принципов всеобщности и равенства налогообложения законодательством о налогах и сборах могут предусматриваться налоговые льготы, носящие адресный характер.

При этом полномочиями по установлению налоговых льгот по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц для отдельных категорий налогоплательщиков на основании ст. 12 Налогового кодекса Российской Федерации обладают соответственно законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации и представительные органы муниципальных образований.

Учитывая изложенное, физические лица, как самостоятельная категория налогоплательщиков, могут быть освобождены от уплаты транспортного налога и налога на имущество физических лиц на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (муниципального образования) и, следовательно, внесения изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах не требуется.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С. В.РАЗГУЛИН

24.11.2011