Об изменении арендатором вида разрешенного использования земельного участка с "для строительства и дальнейшей эксплуатации торгового комплекса" на "для строительства и дальнейшей эксплуатации жилого дома со встроенно-пристроенными торговыми помещениями", а также о необходимости внесения соответствующих изменений в договор аренды земельного участка или заключения дополнительного соглашения в связи с изменившимся разрешенным использованием земельного участка

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 22 ноября 2011 г. N Д23-4850

Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел письмо ООО по вопросам, связанным с изменением вида разрешенного использования земельного участка арендатором земельного участка, и в пределах компетенции сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации и практики его применения, а также не наделено полномочием давать оценку правомерности (неправомерности) действий органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Вместе с тем по указанному вопросу полагаем возможным отметить следующее.

В случае изменения арендатором вида разрешенного использования земельного участка с "для строительства и дальнейшей эксплуатации торгового комплекса" на "для строительства и дальнейшей эксплуатации жилого дома со встроенно-пристроенными торговыми помещениями" содержание договора аренды земельного участка должно быть приведено в соответствие с измененным видом разрешенного использования указанного земельного участка.

По общему правилу разрешенное использование земельных участков определяется в правилах землепользования и застройки, а именно в градостроительном регламенте, являющемся составной частью правил землепользования и застройки (ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс)).

Порядок подготовки и утверждения правил землепользования и застройки установлен ст. ст. 31, 32 Градостроительного кодекса.

Согласно п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) земельные участки используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

На основании ст. 37 Градостроительного кодекса разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:

- основные виды разрешенного использования;

- условно разрешенные виды использования;

- вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений (п. 2 ст. 85 Земельного кодекса).

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

На основании изложенного арендатор вправе выбрать один из установленных видов разрешенного использования земельных участков. При этом из наименований вышеперечисленных видов разрешенного использования земельных участков следует, что вспомогательный вид разрешенного использования не может быть преобладающим. Из перечня основных видов разрешенного использования земельных участков может быть указан любой вид разрешенного использования.

Департамент недвижимости считает, что органам местного самоуправления для достижения целей управления земельным участком необходимо четко определить перечень видов разрешенного использования, в соответствии с которыми данный земельный участок может использоваться.

На основании ст. 85 Земельного кодекса земельный участок и тесно связанные с таким земельным участком объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.

В случаях, если использование не соответствующих градостроительному регламенту земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), в соответствии с федеральными законами может быть наложен запрет на использование таких объектов.

Следует отметить, что при изменении вида разрешенного использования земельного участка изменятся характеристика земельного участка, выступающего объектом договора аренды, и его целевое назначение, что, в свою очередь, повлечет и изменения в договоре аренды.

Вместе с тем изменение вида разрешенного использования земельного участка происходит в силу публичных решений по управлению земельным фондом. Решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка принимается исходя из общественно значимых целей, указанных в ч. 1 ст. 30 Градостроительного кодекса, которые могут отличаться от целей участников гражданского оборота (увеличение прибыли и доходности и т. п.).

В тех случаях, когда изменившееся разрешенное использование земельного участка стало следствием решения органа местного самоуправления, не являющегося арендодателем земельного участка, данное обстоятельство может быть воспринято сторонами существенным изменением обстоятельств, дающих право на изменение или расторжение договора (ст. 451 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В случаях же, когда орган местного самоуправления, принявший решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка, является арендодателем данного земельного участка, такой орган не вправе уклоняться от заключения дополнительного соглашения в связи с изменившимся разрешенным использованием земельного участка. В противном случае это означало бы возможность одностороннего расторжения договора аренды земельного участка, находящегося в публичной собственности, по требованию арендодателя, что не соответствует действующему законодательству Российской Федерации, в частности ст. 22 Земельного кодекса.

Оформление прав на арендованный земельный участок с видом разрешенного использования земельного участка "для строительства и дальнейшей эксплуатации торгового комплекса" и с расположенным на нем объектом незавершенного строительства, приведенным в соответствие с градостроительным регламентом, устанавливающим зону застройки многоэтажными жилыми домами, при наличии действующего договора аренды, определяющего целевое назначение земельного участка "для строительства торгового комплекса", осуществляется путем внесения соответствующих изменений в договор аренды земельного участка или путем заключения дополнительного соглашения в связи с изменившимся разрешенным использованием земельного участка. Новое предоставление земельного участка в этом случае не осуществляется.

Врио директора

Департамента недвижимости

М. В.БОЧАРОВ

22.11.2011