Налоговый орган провел выездную налоговую проверку в отношении управляющей компании, которая применяет УСН с объектом налогообложения "доходы". По результатам проверки управляющая компания была привлечена к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ, так как налоговым органом был выявлен факт превышения предельно допустимого уровня дохода, в связи с чем она утратила право на применение УСН. Однако управляющая компания считает решение налогового органа неправомерным, так как, по ее мнению, денежные средства, поступившие от физических лиц в счет оплаты коммунальных услуг, не являются для управляющей компании доходом, учитываемым в целях налогообложения УСН. При этом договоры с физическими лицами не носят посреднического характера

Подлежит ли в рассматриваемой ситуации управляющая компания ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ? Учитываются ли денежные средства, поступившие от физических лиц в счет оплаты коммунальных услуг, в качестве дохода управляющей компании в целях применения УСН?

Ответ: В ситуации, когда налоговый орган провел выездную налоговую проверку в отношении управляющей компании, которая применяет УСН с объектом налогообложения "доходы", и выявил, что она не учитывала в доходах средства, поступившие в счет оплаты коммунальных услуг от собственников жилых помещений, притом что договоры с ними не являются посредническими, управляющая компания подлежит ответственности, установленной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ, так как данные денежные средства являются для управляющей компании доходом, учитываемым в целях налогообложения УСН.

Обоснование: Пункт 1 ст. 122 НК РФ устанавливает ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 129.3 НК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 346.12 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном гл. 26.2 НК РФ.

На основании п. 1 ст. 346.14 НК РФ объектом налогообложения признаются: доходы; доходы, уменьшенные на величину расходов.

В силу п. 1 ст. 346.18 НК РФ в случае, если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, налоговой базой признается денежное выражение доходов организации или индивидуального предпринимателя.

Согласно п. 1 ст. 346.15 НК РФ налогоплательщики при определении объекта налогообложения учитывают следующие доходы: доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ; внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ.

В п. 4 ст. 346.13 НК РФ закреплено, что, если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со ст. 346.15 и пп. 1 и 3 п. 1 ст. 346.25 НК РФ, превысили 60 млн руб. и (или) в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям, установленным п. п. 3 и 4 ст. 346.12 и п. 3 ст. 346.14 НК РФ, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором допущены указанное превышение и (или) несоответствие указанным требованиям.

В соответствии с ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая компания) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в п. 6 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ, либо в случае, предусмотренном ч. 14 ст. 161 ЖК РФ, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

На основании ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.

В силу ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

В Письме Минфина России от 13.12.2013 N 03-11-06/2/54977 разъясняется, что вышеназванная величина предельного размера доходов налогоплательщика, ограничивающая его право на применение указанного специального налогового режима, подлежит индексации в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 346.12 НК РФ (п. 4 ст. 346.13 НК РФ).

Приказом Минэкономразвития России от 07.11.2013 N 652 "Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2014 год" в целях гл. 23, 26.2, 26.3 и 26.5 НК РФ установлены коэффициенты-дефляторы на 2014 г. Так, в целях применения гл. 26.2 "Упрощенная система налогообложения" НК РФ установлен коэффициент-дефлятор, равный 1,067. Таким образом, для налогоплательщиков упрощенной системы налогообложения предельный размер доходов за налоговый (отчетный) период 2014 г. не должен превышать 64 020 тыс. руб. (60 млн руб. x 1,067), а для перехода на упрощенную систему налогообложения с 2015 г. доходы за девять месяцев 2014 г. не должны превышать 48 015 тыс. руб. (45 млн руб. x 1,067).

Таким образом, налогоплательщик утрачивает право на применение УСН, если его доход в 2014 г. превысит 64 020 тыс. руб. (60 млн руб. x 1,067).

Таким образом, управляющая компания обязана учитывать в целях применения УСН денежные средства, поступающие от физических лиц в качестве оплаты коммунальных услуг. Однако, если бы предпринимательская деятельность управляющей компании исходя из договорных обязательств являлась посреднической деятельностью по поручению собственников помещений в многоквартирном доме по закупке коммунальных услуг, с учетом пп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ доходом указанной компании являлось бы посредническое вознаграждение (см. Письма Минфина России от 18.11.2013 N 03-11-06/2/49356, от 10.07.2013 N 03-11-06/2/26817 и др.).

Данная позиция подтверждается также примерами из судебной практики.

Так, в Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 03.12.2013 N А79-13759/2012 указывается, что денежные средства, поступившие от физических лиц в счет оплаты коммунальных услуг, являются для налогоплательщика (управляющей компании) доходом, учитываемым в целях налогообложения единым налогом, уплачиваемым в связи с применением УСН. Для целей исчисления УСН не имеет правового значения факт реализации управляющей компанией жилищно-коммунальных услуг в качестве перепродавца, а не производителя, поскольку услуги по государственным регулируемым тарифам оказывались населению непосредственно самой управляющей компанией.

Аналогичная позиция также выражена и в Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 12.12.2011 N А39-4102/2010: управляющая компания не осуществляет посреднической деятельности, ее правовое положение в части предоставления коммунальных услуг собственникам помещений соответствует правовому положению исполнителя коммунальных услуг, в связи с чем денежные средства, поступающие в оплату коммунальных услуг, подлежат включению в состав доходов в соответствии со ст. ст. 346.15 и 249 НК РФ.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации управляющая компания подлежит ответственности, установленной п. 1 ст. 122 НК РФ, так как денежные средства, поступившие от физических лиц в счет оплаты коммунальных услуг, являются для управляющей компании доходом, учитываемым в целях налогообложения УСН, поскольку в отношениях с населением она не является посредником, а выступает в качестве перепродавца оказываемых услуг.

Ю. Ю.Терехина

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

24.03.2014