Правомерно ли применение организацией, оказывающей парикмахерские и косметические услуги на территории гостиницы, системы налогообложения в виде ЕНВД? На территории соответствующего муниципального образования, где осуществляет свою деятельность организация, соответствующим нормативным правовым актом введена указанная система в отношении деятельности по оказанию бытовых услуг населению
Ответ: При условии, что на территории соответствующего муниципального образования, где осуществляет свою деятельность организация, соответствующим нормативным правовым актом введен ЕНВД в отношении деятельности по оказанию бытовых услуг населению, организация, оказывающая на территории гостиницы парикмахерские и косметические услуги, с 01.07.2011 вправе перейти на систему налогообложения в виде ЕНВД.
Обоснование: В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса РФ система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении оказания бытовых услуг, их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, классифицируемых в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93 (утв. Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163 (далее - ОКУН)).
Согласно Изменению 12/2010 ОКУН к Общероссийскому классификатору услуг населению ОК 002-93 (далее - Изменения), принятому и введенному в действие Приказом Росстандарта от 23.12.2010 N 1072-ст (далее - Приказ N 1072-ст), ОКУН дополнен отдельной группой услуг - "Парикмахерские и косметические услуги, оказываемые организациями коммунально-бытового назначения" (код 019300 ОКУН), которые относятся к подразделу 019000 "Услуги бань, душевых и саун. Парикмахерские и косметические услуги, оказываемые организациями коммунально-бытового назначения. Услуги предприятий по прокату. Ритуальные, обрядовые услуги". Изменения, внесенные Приказом N 1072-ст, введены с 01.04.2011.
Для разъяснения понятия "организации коммунально-бытового назначения" необходимо обратиться к Санитарно-эпидемиологическим требованиям к размещению, устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы организаций коммунально-бытового назначения, оказывающих парикмахерские и косметические услуги. Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам СанПиН 2.1.2.2631-10, утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 N 59 (далее - СанПиН 2.1.2.2631-10), устанавливающим обязательные санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы организаций коммунально-бытового назначения, оказывающих парикмахерские и косметические услуги.
В силу п. 2.1 СанПиН 2.1.2.2631-10 организации коммунально-бытового назначения, оказывающие парикмахерские и косметические услуги, могут размещаться как в отдельно стоящем здании, так и в пристроенном, встроенно-пристроенном к жилым и общественным зданиям (в составе предприятий бытового обслуживания и общественных торговых центров, центров красоты и здоровья, бань, гостиниц и других общественных зданий).
Минфин России в Письме от 31.08.2011 N 03-11-09/55 (направлено Письмом ФНС России от 08.09.2011 N ЕД-4-3/14587@) сообщает: приведенное положение СанПиН 2.1.2.2631-10, а также отсутствие классификации организаций коммунально-бытового назначения в действующем законодательстве позволяют сделать вывод, что каких-либо конкретных критериев (признаков) отнесения хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере оказания парикмахерских и косметических услуг, к указанному типу организаций не предусмотрено.
В связи с этим Минфин России делает вывод, что предпринимательскую деятельность организаций и индивидуальных предпринимателей, связанную с оказанием парикмахерских и косметических услуг, предусмотренных по коду 019300 ОКУН - "Парикмахерские и косметические услуги, оказываемые организациями коммунально-бытового назначения", независимо от того, относятся ли такие хозяйствующие субъекты к организациям коммунально-бытового назначения или нет, в целях применения гл. 26.3 НК РФ следует относить к предпринимательской деятельности в сфере оказания бытовых услуг, которая, соответственно, подлежит переводу на ЕНВД.
Таким образом, с учетом положения в п. 2.1 СанПиН 2.1.2.2631-10, разрешающего размещение организации коммунально-бытового назначения, оказывающей парикмахерские и косметические услуги, в составе гостиницы, и разъяснения Минфина России об отсутствии конкретных критериев отнесения хозяйствующих субъектов к организациям коммунально-бытового обслуживания, можно сделать вывод о правомерности отнесения организации, размещающейся в составе гостиницы и оказывающей парикмахерские и косметические услуги, к организации коммунально-бытового обслуживания, которая вправе применять ЕНВД по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении названных видов предпринимательской деятельности.
По смыслу Изменений, внесенных Приказом N 1072-ст, на него необходимо распространять положения ст. 5 НК РФ, устанавливающие правила действия во времени актов законодательства о налогах и сборах.
На основании п. 1 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных ст. 5 НК РФ.
Следовательно, с 01.07.2011 при условии, что на территории соответствующего муниципального образования, на которой осуществляет свою деятельность организация, соответствующим нормативным правовым актом введен ЕНВД в отношении деятельности по оказанию бытовых услуг населению, организация, размещающаяся в составе гостиницы и оказывающая парикмахерские и косметические услуги, вправе перейти на ЕНВД в отношении названных видов предпринимательской деятельности.
В своем Письме от 31.08.2011 N 03-11-09/55 (направлено Письмом ФНС России от 08.09.2011 N ЕД-4-3/14587@) Минфин России пришел к аналогичным выводам.
Е. В.Соснов
Минфин России
18.11.2011