Фармацевтическая компания - производитель препаратов-дженериков (далее - компания) в 2011 г. заключила в качестве заказчика договор на оказание услуг по изготовлению из сырья и материалов заказчика опытных, опытно-промышленных серий лекарственных форм (далее - образцы), предназначенных для обращения на территории РФ. Готовые образцы компания передает на проведение клинических исследований для подтверждения их свойств и биоэквивалентности с препаратом оригинатора. Также компания передает в Минздравсоцразвития России пакет документов, описывающий технологические процессы производства и нормативную документацию, которую получает по лицензионному договору от лицензиара. На основании данных документов Минздравсоцразвития России регистрирует производство определенного препарата-дженерика на компанию. Получение регистрационного удостоверения - достаточно длительный процесс. Минздравсоцразвития России по каким-либо причинам может отказать в выдаче регистрационного удостоверения

До 2011 г. компания все затраты, связанные с освоением новых видов продукции и получением регистрационного удостоверения, относила к расходам будущих периодов при исчислении налога на прибыль и списывала после получения регистрационного удостоверения в течение 5 лет (срок, на который выдано удостоверение) в себестоимость готовой продукции. А в случае отказа в выдаче регистрационного удостоверения - учитывала данные расходы для целей исчисления налога на прибыль за счет чистой прибыли.

Возможно ли квалифицировать затраты (стоимость сырья, стоимость услуги исполнителя и т. п.), понесенные при производстве образцов, и прочие расходы, связанные с получением регистрационного удостоверения как расходы на НИОКР в целях исчисления налога на прибыль в случае получения регистрационного удостоверения, так и отказа в его получении?

Каков порядок учета указанных расходов с 2011 г.: в составе расходов текущего периода или расходов будущих периодов?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 17 ноября 2011 г. N 03-03-06/1/764

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета затрат, связанных с производством лекарственных средств - дженериков и получением регистрационного удостоверения Минздравсоцразвития России, и сообщает следующее.

Исходя из текста письма фармацевтическая компания - производитель производит лекарственные препараты - дженерики (далее - образец), предназначенные для обращения на территории Российской Федерации, а также представляет в соответствующий уполномоченный федеральный орган исполнительной власти необходимые для государственной регистрации образца документы.

Согласно Методическим указаниям МУ 64-01-001-2002 "Производство лекарственных средств. Термины и определения", утвержденным Распоряжением Минпромнауки России от 15.04.2003, дженерик - лекарственное средство, являющееся аналогом оригинального препарата и поступившее в обращение после истечения действия исключительных патентных прав на оригинальное лекарственное средство.

В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В соответствии с п. 1 ст. 262 Кодекса расходами на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки признаются расходы, относящиеся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции (товаров, работ, услуг), в частности расходы на изобретательство, а также расходы на формирование Российского фонда технологического развития, иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, зарегистрированных в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике".

Таким образом, затраты, связанные с производством, исследованием препаратов-дженериков для подтверждения их свойств и биоэквивалентности с препаратом оригинатора, в целях гл. 25 Кодекса не признаются расходами на НИОКР.

Согласно п. 1 ст. 272 Кодекса расходы, принимаемые для целей налогообложения с учетом положений гл. 25 Кодекса, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты.

Расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок. В случае если сделка не содержит таких условий и связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно.

На основании ст. 28 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" регистрационное удостоверение лекарственного препарата с указанием лекарственных форм и дозировок выдается бессрочно, за исключением регистрационного удостоверения лекарственного препарата, выдаваемого со сроком действия пять лет, на впервые регистрируемые в Российской Федерации лекарственные препараты. По истечении указанного срока выдается бессрочное регистрационное удостоверение лекарственного препарата при условии подтверждения его государственной регистрации.

В соответствии со ст. 272 Кодекса в случае, если условиями договора предусмотрено получение доходов в течение более чем одного отчетного периода и не предусмотрена поэтапная сдача товаров (работ, услуг), расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов.

По нашему мнению, расходы на подготовку и оформление регистрационного удостоверения образца учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, согласно положениям ст. 272 Кодекса, т. е. равномерно в течение срока действия регистрационного удостоверения (5 лет).

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С. В.РАЗГУЛИН

17.11.2011