Об аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), в частности выполняющих работы по добровольному подтверждению соответствия

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 15 ноября 2011 г. N Д09-2826

Департамент государственного регулирования в экономике Минэкономразвития России рассмотрел обращение ЗАО о разъяснениях по вопросам технического регулирования и сообщает.

В соответствии с Концепцией формирования единой национальной системы аккредитации в Российской Федерации, одобренной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.10.2010 N 1760-р, национальный орган по аккредитации наделяется полномочиями по аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по добровольному подтверждению соответствия.

Также сообщаем, что Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (в ред. Федерального закона от 21.07.2011 N 255-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О техническом регулировании") (далее - Федеральный закон) четко разграничена сфера деятельности национального органа Российской Федерации по аккредитации, органов по сертификации (ст. ст. 3 и 31 Федерального закона), а также сфера деятельности юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей по созданию системы добровольной сертификации и ее регистрации (ст. 21 Федерального закона).

Согласно нормам Федерального закона аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) осуществляется национальным органом Российской Федерации по аккредитации, функции которого в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2011 N 845, осуществляет Федеральная служба по аккредитации.

Одновременно обращаем внимание, что Федеральным законом не предусмотрены особенности аккредитации органов по сертификации в зависимости от форм подтверждения соответствия (добровольная сертификация, обязательная сертификация). По общему правилу органом по сертификации признается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в установленном порядке для выполнения работ по сертификации (ст. 2).

В то же время в ст. 21 Федерального закона отсутствует прямое указание на необходимость аккредитации органов по сертификации, осуществляющих добровольное подтверждение соответствия (в форме добровольной сертификации), в отличие от ст. 26 Федерального закона, которой прямо предусмотрено, что обязательная сертификация осуществляется аккредитованным органом по сертификации.

Согласно ст. 21 Федерального закона система добровольной сертификации создается юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями в целях установления требований к объектам добровольной сертификации - продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работам и услугам, а также иным объектам. Лицо или лица, создавшие систему добровольной сертификации, устанавливают перечень объектов, подлежащих сертификации, и их характеристик, на соответствие которым впоследствии органом по сертификации будет осуществляться добровольная сертификация.

Аккредитация таких органов по сертификации носит добровольный характер. Принцип добровольности предусмотрен также в разработанном Минэкономразвития России проекте федерального закона "Об аккредитации в Российской Федерации".

Одновременно обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти в случае, если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к сфере его ведения. Минэкономразвития России не наделено компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации.

В этой связи вышеизложенная позиция по существу обращения не является обязательной для правоприменителя и носит рекомендательный характер.

Заместитель директора

Департамента государственного

регулирования в экономике

С. В.МИГИН

15.11.2011