В организации, производящей изделия прецизионной механики, большая часть работ осуществляется станками-автоматами. В ночное время в связи со сбоем в программном обеспечении произошла остановка станков, в обычное время работающих круглосуточно. Общественный транспорт прекратил осуществлять перевозки. Для наладки станков-автоматов администрация предприятия вызвала работников (инженеров-программистов), отвечающих за обслуживание и наладку станков. Ввиду ночного времени суток работники воспользовались услугами такси для проезда от места жительства до предприятия. Автомобили службы такси оборудованы прибором, считающим километраж и выдающим квитанцию о стоимости проезда исходя из километража поездки; указанные квитанции имеются у каждого работника, воспользовавшегося услугами такси. Трудовым договором не предусмотрено условие об осуществлении перевозок работников. Может ли организация учесть расходы на проезд работников в такси в данной ситуации при исчислении налога на прибыль организаций?
Ответ: С учетом позиции Минфина России и УФНС России по г. Москве, а также судебной практики, организация имеет основания для того, чтобы принять к учету в целях исчисления налога на прибыль расходы на оплату услуг такси, которыми воспользовались в ночное время ее работники, привлеченные работодателем к срочным работам по восстановлению работоспособности вышедшего из строя оборудования, так как данные расходы подтверждены и обоснованны. Однако организация должна быть готова доказать в суде, что понесенные расходы связаны с особенностями производства.
Обоснование: Статьей 99 Трудового кодекса РФ установлено, что при определенных обстоятельствах работники могут привлекаться к сверхурочной работе. Очевидно, что остановка производства ввиду сбоя в программном обеспечении станков может быть основанием для вызова в нерабочее время работников, отвечающих за работоспособность оборудования.
Согласно ст. 247 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком.
Пунктом 1 ст. 252 НК РФ установлено, что в целях гл. 25 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Пунктом 26 ст. 270 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы не учитываются в том числе расходы на оплату проезда к месту работы и обратно транспортом общего пользования, специальными маршрутами, ведомственным транспортом, за исключением сумм, подлежащих включению в состав расходов на производство и реализацию товаров (работ, услуг) в силу технологических особенностей производства, и за исключением случаев, когда расходы на оплату проезда к месту работы и обратно предусмотрены трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
Данная норма предусматривает возможность включения в расходы, подлежащие учету при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль, стоимости проезда работников, если необходимость проезда возникла ввиду технологических особенностей производства.
УФНС России по г. Москве считает, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы на оплату проезда к месту работы и обратно транспортом общего пользования, специальными маршрутами, ведомственным транспортом, за исключением сумм, подлежащих включению в состав расходов на производство и реализацию товаров (работ, услуг) в силу технологических особенностей производства. Также в целях налогообложения прибыли не учитываются расходы на оплату проезда к месту работы и обратно, если они предусмотрены трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами. Указанная позиция изложена в Письме УФНС России по г. Москве от 02.09.2008 N 21-11/082829@.
Минфин России считает, что организация вправе отнести на расходы затраты, связанные с перевозкой работников, если данные расходы обусловлены технологическими особенностями производства и предусмотрены трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами. Данная позиция приведена в Письме Минфина России от 20.05.2011 N 03-03-06/4/49.
Из судебной практики следует, что при решении вопроса о правомерности учета при исчислении налога на прибыль организаций стоимости услуг такси по перевозке работников организации основным фактором является обоснованность данных расходов ввиду особенностей производства и технологических процессов, дальности удаления предприятия и особенностей производства. Так, ФАС Дальневосточного округа, рассмотрев дело о споре налогового органа с организацией, уменьшившей налоговую базу по налогу на прибыль организаций на стоимость услуг такси, которые использовались для доставки работников к месту работы и обратно к месту жительства, в своем Постановлении от 20.05.2011 N Ф03-2085/2011 признал доначисление суммы налога на прибыль организаций на стоимость учтенных услуг такси незаконным, обосновав это тем, что при наличии производственной необходимости или определенных особенностей производства расходы на доставку работников к месту работы на такси могут быть учтены для целей налогообложения. Кроме того, в данном Постановлении суд отклонил доводы налогового органа о том, что трудовой договор не содержит условий о предоставлении работникам транспорта за счет организации.
Резюмируя все изложенное выше, можно сделать вывод, что организация имеет основания для того, чтобы принять к учету для целей исчисления налоговой базы по налогу на прибыль расходы, понесенные на оплату услуг такси. Однако при возникновении спора с налоговым органом организация должна будет доказать, что указанные расходы связаны с технологическими особенностями производства.
А. Ю.Рахаев
Центр методологии бухгалтерского учета
и налогообложения
14.11.2011