При проведении выездной налоговой проверки организации налоговым органом было выявлено занижение налоговой базы по налогу на прибыль

Должностными лицами налогового органа было принято решение взять с руководителя организации расписку об обязательстве доплатить сумму налога на прибыль организаций, данная расписка исполнена руководителем собственноручно, имеется оттиск печати организации, а также подписи двух свидетелей - работников организации. Имеет ли данная расписка юридическую силу?

Ответ: Расписка об обязательстве доплатить сумму налога на прибыль организаций, взятая должностными лицами налогового органа с руководителя организации-налогоплательщика, не имеет юридической силы, так как налоговый орган не имеет полномочий по истребованию расписок об обязательстве налогоплательщика исполнить свои обязанности. Данный вывод подтверждается позицией ФНС России.

Обоснование: В ст. 23 Налогового кодекса РФ приведен исчерпывающий круг обязанностей налогоплательщика, возложенных на него законодательством. Следует отметить, что в указанный перечень не включена обязанность по выдаче каких-либо расписок налоговым органам и их должностным лицам.

Как следует из пп. 2 п. 1 ст. 31 НК РФ, налоговые органы вправе проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ.

В пп. 8 п. 1 ст. 31 НК РФ говорится, что налоговые органы вправе требовать от налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований.

Данная норма делегирует налоговым органам полномочия требовать от налогоплательщиков устранения нарушений налогового законодательства, однако сами способы устранения данных нарушений не регламентированы приведенной нормой.

Кроме того, ст. 31 НК РФ прямо не указывает на полномочия налогового органа по истребованию расписок об обязательстве исполнить налогоплательщиком свои обязанности.

Однако п. 1 ст. 44 НК РФ установлено, что обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах.

В п. 2 ст. 44 НК РФ говорится, что обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

ФНС России считает, что заключение между организациями и налоговым органом любого соглашения, в соответствии с которым организация-налогоплательщик обязуется обеспечить поступление налогов в федеральный бюджет в сумме не менее, чем будет указано в таком соглашении, является недопустимым. Данная позиция приведена в Письме ФНС России от 25.05.2011 N ЗН-4-1/8319.

Принимая во внимание позицию ФНС России, можно сделать обоснованный вывод, что налоговый орган не имеет полномочий по истребованию у налогоплательщиков расписок об обязательстве уплатить сумму налога, кроме того, по мнению ФНС России, это является недопустимым. Следовательно, никакой юридической силы данная расписка не имеет.

А. Ю.Рахаев

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

14.11.2011