В рамках осуществления уставной деятельности организация несет расходы, связанные с приобретением опциона на формат по лицензионным договорам с правообладателями, а также расходы по созданию концепций и сценариев новых проектов телевизионных программ с целью дальнейшего производства телепрограмм
Нормами учетной политики для целей налогообложения установлено, что данные расходы учитываются в составе прямых расходов. Распорядительным документом по организации устанавливается лицо, ответственное за поиск потенциальных заказчиков на производство телепрограммы на основе созданных разработок, и определяется срок, в течение которого осуществляется такой поиск.
Если в результате произведенных действий организацией заключается договор на производство телепрограммы с заказчиком, вышеуказанные расходы составляют себестоимость создаваемой программы.
В случае если в течение установленного срока договор с заказчиком на производство не заключается, на основании отчета о проделанной работе по поиску потенциальных заказчиков на производство и трансляцию программ, представленного ответственным лицом, комиссией, уполномоченной руководителем, составляется акт о списании затрат на приобретение прав на использование формата (разработку нового проекта) для поиска потенциальных заказчиков, не давшего производства телепрограммы.
Правомерно ли, руководствуясь нормами пп. 11 п. 1 ст. 265 НК РФ и на основании вышеуказанного акта, организация, в целях налога на прибыль, учитывает такие расходы в составе внереализационных как затраты на производство, не давшее продукции?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 14 ноября 2011 г. N 03-03-06/1/754
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета в целях налогообложения прибыли расходов на производство продукции, не давшее положительного результата, и сообщает, что согласно п. 11.4 Регламента Минфина России, утвержденного Приказом Минфина России от 23.03.2005 N 45н, обращения организаций и индивидуальных предпринимателей по оценке конкретных хозяйственных ситуаций и осуществлению экспертизы договоров в Департаменте не рассматриваются.
Вместе с тем сообщаем, что согласно ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях налогообложения прибыли расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).
Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 265 Кодекса в целях налогообложения прибыли учитываются затраты на аннулированные производственные заказы, а также затраты на производство, не давшее продукции. Признание расходов по аннулированным заказам, а также затрат на производство, не давшее продукции, осуществляется на основании актов налогоплательщика, утвержденных руководителем или уполномоченным им лицом, в размере прямых затрат, определяемых в соответствии со ст. ст. 318 и 319 Кодекса.
Сумма расходов по акту организации должна быть подтверждена первичными документами, оформленными надлежащим образом в соответствии с установленными требованиями.
При этом следует иметь в виду, что согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 04.06.2007 N 320-О-П нормы, содержащиеся в абз. 2 и 3 п. 1 ст. 252 Кодекса, не допускают их произвольного толкования, поскольку требуют установления объективной связи понесенных налогоплательщиком расходов с направленностью его деятельности на получение прибыли, причем бремя доказывания необоснованности расходов налогоплательщика возлагается на налоговые органы.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С. В.РАЗГУЛИН
14.11.2011