Предусмотрены ли Налоговым кодексом РФ льготы по налогу на прибыль для организаций, производящих перечисления социально ориентированным некоммерческим организациям?

Ответ:

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ

ПО Г. МОСКВЕ

ПИСЬМО

от 11 ноября 2011 г. N 16-15/109740@

Согласно п. 1 ст. 246 Налогового кодекса РФ плательщиками налога на прибыль организаций признаются российские организации. Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком.

Прибылью в целях гл. 25 НК РФ для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с названной главой (п. 1 ст. 247 НК РФ).

При этом гл. 25 Налогового кодекса РФ не предусмотрено налоговых льгот для плательщиков налога на прибыль.

В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ в целях исчисления налога на прибыль налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Налогового кодекса РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Таким образом, одним из существенных условий признания расходов в целях налогообложения прибыли является связь понесенных расходов с деятельностью, направленной на получение доходов.

К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, пп. 29 п. 1 ст. 264 НК РФ отнесены взносы и иные обязательные платежи, уплачиваемые некоммерческим организациям, но при условии, что уплата таких взносов и иных обязательных платежей является условием для осуществления деятельности налогоплательщиками - плательщиками таких взносов или иных обязательных платежей.

Таким образом, расходы в виде перечисленных некоммерческим организациям пожертвований не учитываются у организаций-жертвователей для целей налогообложения прибыли.

Вместе с тем п. 6 ст. 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 235-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части совершенствования налогообложения некоммерческих организаций и благотворительной деятельности" (далее - Закон N 235-ФЗ) п. 1 ст. 264 НК РФ дополнен пп. 48.4, согласно которому к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы налогоплательщиков, связанные с безвозмездным оказанием услуг по изготовлению и (или) распространению социальной рекламы в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе. Указанные расходы признаются для целей налогообложения при условии соблюдения требований к социальной рекламе, установленных пп. 32 п. 3 ст. 149 НК РФ.

В соответствии с п. 11 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" социальная реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства.

Социальная реклама регулируется ст. 10 Закона о рекламе.

Подпунктом 32 п. 3 ст. 149 НК РФ определено, что операции, связанные с безвозмездным оказанием услуг по изготовлению и распространению социальной рекламы, не подлежат налогообложению при соблюдении одного из следующих требований к социальной рекламе:

- в социальной рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность упоминания о спонсорах составляет не более трех секунд;

- в социальной рекламе, распространяемой в телепрограммах, при кино - и видеообслуживании, продолжительность упоминания о спонсорах составляет не более трех секунд и такому упоминанию отведено не более 7% площади кадра;

- в социальной рекламе, распространяемой другими способами, на упоминание о спонсорах отведено не более 5% рекламной площади (пространства).

Приведенные выше требования к упоминаниям о спонсорах не распространяются на упоминания в социальной рекламе об органах государственной власти, иных государственных органах и органах местного самоуправления, о муниципальных органах, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, о социально ориентированных некоммерческих организациях, а также о физических лицах, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или нуждающихся в лечении, в целях оказания им благотворительной помощи.

Закон N 235-ФЗ вступает в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования (опубликован в "Российской газете", 2011, 22 июля, N 159) и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением положений, для которых ст. 3 Закона N 235-ФЗ установлен иной срок вступления их в силу (п. 1 ст. 3 Закона N 235-ФЗ).

Налоговым периодом по налогу на прибыль на основании п. 1 ст. 285 НК РФ признается календарный год. Следовательно, указанное изменение в п. 1 ст. 264 НК РФ вступает в силу с 1 января 2012 г.

Заместитель

руководителя Управления

советник государственной

гражданской службы РФ

2 класса

Н. В.МИХАЙЛОВА

11.11.2011