Признаются ли в целях налога на прибыль расходы в виде платы за право установки и эксплуатации рекламной конструкции и арендной платы за земельный участок, на котором она смонтирована, в период после окончания срока действия договора на право установки и эксплуатации рекламной конструкции на имуществе, находящемся в муниципальной собственности, и до заключения по итогам торгов договора на новый срок либо в случае, если в последующем договор не будет заключен, при условии, что требования о демонтаже рекламной конструкции организация не получала?
Ответ:
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 11 ноября 2011 г. N 16-15/109741@
В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ в целях исчисления налога на прибыль налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными согласно законодательству Российской Федерации, либо документами, оформленными согласно обычаям делового оборота, применяемым в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Статья 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 8-ФЗ "О рекламе" устанавливает следующие положения:
- распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований названной статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником;
- установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором;
- договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключается на пять лет. По окончании срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции обязательства сторон по договору прекращаются;
- заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- аукцион или конкурс на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, которое находится в государственной или муниципальной собственности и на котором на основании договора между соответственно органом государственной власти, органом местного самоуправления и владельцем рекламной конструкции установлена рекламная конструкция, проводится по истечении срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Размещение наружной рекламы в г. Москве и получение разрешений на ее размещение регламентирует Постановление Правительства Москвы от 21.11.2006 N 908-ПП "О порядке установки и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации в городе Москве и Регламенте подготовки документов Департаментом средств массовой информации и рекламы города Москвы заявителям в режиме "одного окна".
При этом Правилами установки и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации в г. Москве (Приложение 1 к Постановлению Правительства Москвы от 21.11.2006 N 908-ПП, далее - Правила) предусмотрено:
- по договору на установку и эксплуатацию объекта наружной рекламы и информации на имуществе г. Москвы г. Москва в лице Департамента средств массовой информации и рекламы г. Москвы предоставляет владельцу объекта наружной рекламы и информации (далее - рекламораспространитель) за плату возможность установить и эксплуатировать объект в целях распространения наружной рекламы на землях общего пользования, земельных участках и другом имуществе г. Москвы, в том числе переданном в хозяйственное ведение, оперативное или доверительное управление (п. 3.3.1 Правил);
- размер платы по договору определяется на основании расчета в порядке, установленном в Приложении 1 к Правилам (п. 3.3.2 Правил).
Так, п. 3 Порядка расчета размера платы по договору на установку и эксплуатацию объекта наружной рекламы и информации на имуществе г. Москвы (Приложение 1 к Правилам) предусмотрено, что плата за установку и эксплуатацию объектов наружной рекламы и информации на имуществе г. Москвы производится за период действия договора, исчисляемый в годах, месяцах (1/12 года) или днях (1/365 года);
- после заключения договора рекламораспространитель обязан установить объект наружной рекламы и информации на объекте недвижимости г. Москвы в течение 30 дней в соответствии с проектной документацией (п. 3.3.4 Правил);
- договор на установку и эксплуатацию объекта наружной рекламы и информации на имуществе г. Москвы заключается с рекламораспространителем на срок, установленный Департаментом средств массовой информации и рекламы г. Москвы (п. 3.3.8 Правил);
- установка и эксплуатация объектов наружной рекламы и информации на имуществе г. Москвы без договора на установку и эксплуатацию объекта наружной рекламы и информации на имуществе г. Москвы с Департаментом средств массовой информации и рекламы г. Москвы не допускается (п. 3.3.10 Правил);
- после прекращения действия договора рекламораспространитель обязан в течение 10 дней демонтировать объект наружной рекламы и информации (п. 3.3.13 Правил);
- договор на установку и эксплуатацию объекта наружной рекламы и информации на имуществе г. Москвы, в том числе на землях общего пользования, заключается с победителями конкурсов (аукционов) на право заключения соответствующих договоров (п. 3.3.17 Правил).
Таким образом, рекламная конструкция после окончания действия договора на право ее установки не может использоваться организацией, предоставляющей услуги рекламы, в деятельности, приносящей доходы, расходы в виде платы за право установки и эксплуатации рекламной конструкции и арендной платы за земельный участок, на котором она смонтирована, в период после окончания срока действия договора на право установки и эксплуатации рекламной конструкции на имуществе, находящемся в муниципальной собственности, не должны учитываться при формировании налогооблагаемой прибыли.
Заместитель
руководителя Управления
советник государственной
гражданской службы РФ
2 класса
Н. В.МИХАЙЛОВА
11.11.2011