О ЗАСЕДАНИИ КОМИССИИ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ В СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ФИНАНСОВЫХ РИСКОВ АССОЦИАЦИИ ЮРИСТОВ РОССИИ
В.В. СЕРГЕЕВ
Сергеев В.В., ответственный секретарь Совета, доктор юридических наук, профессор.
В г. Москве в декабре 2008 г. состоялось заседание Комиссии по законодательству в сфере деятельности кредитных организаций и финансовых рынков Ассоциации юристов России (далее - Комиссия, председатель - генеральный директор государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" д.ю.н. А.В. Турбанов). На обсуждение были вынесены вопросы ответственности участников финансового рынка в условиях экономического кризиса с позиции конституционной экономики. В заседании приняли участие работники Банка России, Федеральной службы страхового надзора, государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов", Московской государственной юридической академии, кредитных организаций, средств массовой информации.
С докладом по проблеме выступил к.ю.н. заведующий Лабораторией по вопросам конституционной экономики и судебно-правовой реформы Института экономики переходного периода, адвокат Адвокатской палаты г. Москвы П.Д. Баренбойм.
Как отметил докладчик, в условиях мирового кризиса российской финансовой системы необходимы антикризисные механизмы. При этом общим условием эффективности таких механизмов является конституционный характер экономики.
Конституционная экономика - это научно-практическое направление на границе наук экономики и права, которое изучает принципы оптимального сочетания экономической целесообразности с достигнутым уровнем конституционного развития, отраженным в нормах конституционного права, действующем законодательстве и практике прямого применения конституционных норм.
Предметом конституционной экономики является изучение воздействия конституционных и иных правовых норм на экономику. Ее основные практические задачи заключаются в выявлении конституционно-правовых предпосылок развития эффективной экономики, а также анализе воздействия экономики на государство.
По мнению докладчика, конституционная экономика имеет важное значение для российского судопроизводства. Суды без специального знания вопросов взаимозависимости принципов и норм Конституции РФ, непосредственно затрагивающих вопросы благосостояния народа и отдельных граждан, лишаются возможности составлять самостоятельное мнение по вопросам, связанным с экономикой.
Особо важную роль конституционная экономика играет в условиях экономического кризиса. Она предполагает определенность и стабильность порядка ответственности участников финансового рынка (бизнесменов, банкиров, заемщиков, акционеров и др.). В этом аспекте П.Д. Баренбойм рассмотрел их уголовную и гражданскую ответственность с позиции конституционной экономики. В качестве примеров были взяты ст. 172 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) ("Незаконная банковская деятельность", предусматривающая ответственность за осуществление банковской деятельности (банковских операций) без регистрации или без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением лицензионных требований и условий, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в особо крупном размере) и ст. 84.2 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. "Об акционерных обществах" (далее - Закон об акционерных обществах) ("Обязательное предложение о приобретении акций открытого общества, а также иных эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции открытого общества", обязывающая лицо, которое приобрело более 30 процентов общего количества акций открытого общества, направить акционерам - владельцам остальных акций и владельцам эмиссионных ценных бумаг публичную оферту в форме обязательного предложения о приобретении у них таких ценных бумаг). По мнению докладчика, положения данных статей неопределенны, не согласуются с принципами законности и равенства граждан перед законом и судом, нарушают гарантии свободы экономической деятельности, право собственности и право на свободное использование своих способностей для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а поэтому не соответствуют Конституции РФ. Сохранение положений ст. 172 УК РФ может стать основанием для необоснованного привлечения к уголовной ответственности участников финансового рынка в условиях кризиса.
Также порядок выкупа акций на основании ст. 84.2 Закона об акционерных обществах должен учитывать экономическую ситуацию на рынке акций, что особенно важно в условиях финансового кризиса. Необходимость решения данных вопросов, по мнению докладчика, может быть поставлена перед Конституционным Судом РФ и перед Государственной Думой РФ (полностью текст доклада см. на стр. 24 журнала).
В заключение П.Д. Баренбойм предложил создать рабочую группу, которая бы занималась выявлением конституционно-экономических нарушений и разработкой пакета антикризисных мер.
Проблема вызвала заинтересованную дискуссию среди участников заседания.
Как отметил первый вице-президент Ассоциации региональных банков "Россия" д.э.н., профессор А.А. Хандруев, рассмотрение вопросов ответственности участников финансового рынка не случайно, так как в условиях кризиса финансовая структура и поведение участников финансового рынка существенно изменяются. В качестве примера А.А. Хандруев привел английскую и американскую системы, которые переходят к созданию новых финансовых структур. В рамках российской системы в современных условиях должны быть повышены требования к прозрачности операций на финансовом рынке и ответственность за их непрозрачность. В частности, должен быть установлен перечень незаконных финансовых инструментов, применение которых недопустимо в условиях нового финансового рынка. А.А. Хандруев поддержал предложение о создании в рамках комиссии рабочей группы с целью разработки антикризисных мер.
По мнению заместителя директора Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ к.ю.н. В.И. Лафитского, Российское государство еще не научилось управлять финансовыми рисками. Также на российском финансовом рынке отсутствует четкое представление об антикризисных мерах, необходимых для его модернизации и выявления экономических нарушений. В.И. Лафитский подчеркнул, что при управлении финансовым рынком более эффективно минимальное государственное воздействие.
Советник генерального директора государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" Л.И. Титаров отметил, что уголовные дела о незаконной банковской деятельности (ст. 172 УК РФ) относятся к числу сложных, значительных по объему дел экономической направленности, имеющих большой общественный резонанс. Расследуются они, как правило, специализированными следственными подразделениями Следственного комитета при МВД России (далее - СК при МВД России) и Следственного комитета при Прокуратуре РФ. Так, в настоящее время одним из управлений СК при МВД России расследуется несколько таких дел. А в Тверском районном суде г. Москвы завершено уголовное дело, по которому к различным срокам лишения свободы приговорены шесть работников одного из банков.
По мнению Л.И. Титарова, проблемы, связанные с несовершенством диспозиции ст. 172 УК РФ, серьезны и волнуют не только банковское сообщество, но и правоохранительные органы, к компетенции которых относится предупреждение и расследование таких преступлений.
Директор Центра экономических исследований Московской финансово-промышленной академии, заведующий кафедрой банковского дела к.э.н. С.А. Моисеев заметил, что при использовании ст. 84.2 Закона об акционерных обществах необходимо учитывать последствия публичной оферты и резкое снижение курса акций, что может поставить в сложное положение российские банки, особенно в условиях кризиса.
Советник генерального директора государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" д.ю.н., профессор В.В. Сергеев отметил, что в общественных отношениях в условиях конституционной экономики ее важным элементом является гармоничное соотношение государственного участия и принципов либерализма. По его мнению, новая финансовая система будет организована с усилением регулирующей роли государства в ней. В частности, активное участие в поддержке финансовой системы в условиях экономического кризиса примут государственные корпорации.
Итоги заседания подвел А.В. Турбанов. По его мнению, обращение к конституционной экономике при создании новой модели финансового рынка вполне оправданно. В условиях кризиса, когда другие антикризисные механизмы не действуют, рыночная экономика нуждается в государственной поддержке, но не на постоянной основе. Примером успешного государственного регулирования экономики может служить опыт государственной корпорации "Агентство по реструктуризации кредитных организаций", которая с 1999 по 2004 г. выполняла функции финансового оздоровления банков. При этом после оздоровления банки продавались на рыночных торгах.
Он дал высокую оценку механизмам санации банков, предусмотренных новым Федеральным законом N 175-ФЗ от 27 октября 2008 г. "О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года"; обратил внимание, что Закон носит рыночную направленность, устанавливает баланс интересов всех участников финансового рынка с учетом их рисков и ответственности.
А.В. Турбанов поддержал предложение о создании рабочей группы. Основное внимание ей необходимо уделить выявлению экономических нарушений на финансовом рынке в условиях кризиса и разработке нормативных мер антикризисного характера, которые обеспечат стабильность и возможность быстрого принятия решений при возникновении кризиса.
По итогам обсуждения члены Комиссии приняли решение одобрить идею создания рабочей группы, которая бы занималась выявлением конституционно-экономических нарушений и разработкой антикризисных мер.