Основным видом деятельности ООО является торговая деятельность, а также оказание консультационных услуг в сфере землепользования. В феврале 2009 г. ООО приобрело у иностранной компании, не являющейся налоговым резидентом РФ, земельные участки в рассрочку. Таким образом, ООО был предоставлен беспроцентный товарный кредит, который впоследствии был новирован в процентное заемное обязательство. Согласно заключенному соглашению о новации долга в заемное обязательство за пользование заемными денежными средствами на сумму займа начисляются проценты. Сумма займа, а также начисленные проценты должны быть возвращены ООО заимодавцу не позднее 31 декабря 2012 г
Деятельность ООО связана в том числе с торговлей недвижимым имуществом, что по своей экономической природе обусловливает значительные временные интервалы между моментом приобретения, поиском покупателя, осуществлением необходимых улучшений и итоговой реализацией. Как следствие, у ООО имеются расходы, в том числе в виде процентов за пользование денежными средствами, которые в данный момент не покрываются получаемыми доходами в полном объеме.
Согласно п. 1 ст. 272 НК РФ при применении метода начисления расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты.
Пункт 8 ст. 272 НК РФ предусматривает, что по договорам займа и иным аналогичным договорам (иным долговым обязательствам, включая ценные бумаги), срок действия которых приходится более чем на один отчетный период, расход признается осуществленным и включается в состав соответствующих расходов на конец месяца соответствующего отчетного периода.
Каков порядок учета сумм начисленных процентов в составе расходов для целей исчисления налога на прибыль?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 11 ноября 2011 г. N 03-03-06/1/747
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и сообщает следующее.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 265 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией, в частности расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида, в том числе процентов, начисленных по ценным бумагам и иным обязательствам, выпущенным (эмитированным) налогоплательщиком, с учетом особенностей, предусмотренных ст. 269 Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 269 Кодекса в целях гл. 25 Кодекса под долговыми обязательствами понимают кредиты, товарные и коммерческие кредиты, займы, банковские вклады, банковские счета или иные заимствования независимо от формы их оформления.
При этом расходом признаются проценты по долговым обязательствам любого вида вне зависимости от характера предоставленного кредита или займа (текущего и (или) инвестиционного). Расходом признается только сумма процентов, начисленных за фактическое время пользования заемными средствами, и первоначальной доходности, установленной заимодавцем в условиях договора, но не выше фактической.
Согласно п. 8 ст. 272 Кодекса по договорам займа и иным аналогичным договорам (иным долговым обязательствам, включая ценные бумаги), срок действия которых приходится более чем на один отчетный период, в целях налогообложения прибыли расход признается осуществленным и включается в состав соответствующих расходов на конец месяца соответствующего отчетного периода.
По мнению Департамента, при включении в состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, процентов по заемному обязательству, полученному в результате новации товарного кредита в процентное заемное обязательство, следует руководствоваться указанными нормами п. 8 ст. 272 Кодекса.
Одновременно сообщаем, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 23.03.2005 N 45н, в Министерстве финансов Российской Федерации, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения организаций по разъяснению (толкованию норм, терминов и понятий) законодательства Российской Федерации и практики его применения, по практике применения нормативных правовых актов Министерства, по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С. В.РАЗГУЛИН
11.11.2011