Индивидуальный предприниматель (ИП), применяющий УСН, занимается деятельностью по распиловке древесины в удаленной сельской местности. По итогам конкурса в декабре 2010 г. ИП получил грант на развитие собственного дела по целевой программе, направленной на государственную поддержку развития малого и среднего предпринимательства в субъекте РФ

Вправе ли ИП не учитывать сумму полученного гранта в составе доходов в целях исчисления налога, уплачиваемого в связи с применением УСН?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 11 ноября 2011 г. N 03-11-11/281

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу применения упрощенной системы налогообложения и на основании информации, изложенной в письме, сообщает следующее.

В соответствии со ст. 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении налоговой базы учитывают доходы от реализации в порядке, установленном ст. 249 Кодекса, и внереализационные доходы в порядке, установленном ст. 250 Кодекса. При определении налоговой базы не учитываются доходы, указанные в ст. 251 Кодекса.

Согласно пп. 14 п. 1 ст. 251 Кодекса к доходам, не учитываемым при налогообложении, относятся доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения. К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами, в том числе в виде полученных грантов.

Грантами признавались денежные средства или иное имущество, предоставляемое на безвозмездной и безвозвратной основе российскими физическими лицами, некоммерческими организациями, а также иностранными и международными организациями и объединениями по Перечню таких организаций, утверждаемому Правительством Российской Федерации, на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, охраны здоровья населения (направления - СПИД, наркомания, детская онкология, включая онкогематологию, детская эндокринология, гепатит и туберкулез), охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством Российской Федерации, социального обслуживания малоимущих и социально незащищенных категорий граждан, а также на проведение конкретных научных исследований.

Таким образом, средства, полученные индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения, на создание собственного бизнеса, не являются грантами в целях ст. 251 Кодекса. Указанные средства следует учитывать в порядке, предусмотренном гл. 26.2 Кодекса, в качестве внереализационных доходов.

Вышеизложенный порядок налогообложения распространяется в том числе на средства, полученные индивидуальными предпринимателями в 2009 и 2010 гг.

11 марта 2011 г. вступил в силу Федеральный закон от 07.03.2011 N 23-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации о порядке учета доходов и расходов субъектов малого и среднего предпринимательства при оказании им финансовой поддержки", который установил новый порядок налогообложения субсидий, получаемых организациями и предпринимателями в рамках специальных программ финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Внесенные изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 г. (п. 2 ст. 2 данного Федерального закона).

Так, средства финансовой поддержки в виде субсидий, полученные в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", отражаются в составе доходов пропорционально расходам, фактически осуществленным за счет этого источника, но не более двух налоговых периодов с даты получения. Если по окончании второго налогового периода сумма полученных средств финансовой поддержки превысит сумму признанных расходов, фактически осуществленных за счет этого источника, разница между указанными суммами в полном объеме отражается в составе доходов этого налогового периода.

Указанный порядок признания субсидий применяют налогоплательщики, перешедшие на применение упрощенной системы налогообложения как с объектом в виде доходов, так и с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С. В.РАЗГУЛИН

11.11.2011