О применении НДС в отношении проектных услуг, оказываемых российской организации иностранной организацией, имеющей на территории Российской Федерации филиал, выполняющий строительно-монтажные работы; о применении вычета сумм НДС, предъявленных иностранной организации при приобретении на территории Российской Федерации работ (услуг), используемых подразделением иностранной организации, не состоящим на учете в налоговых органах Российской Федерации, для осуществления проектных услуг, реализуемых российской организации
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 11 ноября 2011 г. N 03-07-08/316
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о применении налога на добавленную стоимость в отношении проектных услуг, оказываемых российской организации иностранной организацией, имеющей на территории Российской Федерации филиал, и сообщает.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость установлен ст. 148 Кодекса.
Согласно пп. 4 п. 1 и пп. 4 п. 1.1 указанной ст. 148 Кодекса место реализации проектных услуг определяется по месту деятельности покупателя таких услуг. При этом местом осуществления деятельности покупателя считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия покупателя услуг на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации, а при ее отсутствии на основании места, указанного в учредительных документах, места управления, места нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства (если услуги оказываются через это постоянное представительство).
Таким образом, местом реализации проектных услуг, оказываемых иностранной организацией российской организации, признается территория Российской Федерации и такие услуги подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость на территории Российской Федерации.
В соответствии со ст. 161 Кодекса при реализации иностранным лицом, не состоящим на учете в российских налоговых органах, услуг, местом реализации которых является территория Российской Федерации, налог на добавленную стоимость исчисляется и уплачивается в российский бюджет налоговым агентом, приобретающим данные услуги у иностранного лица. При этом согласно ст. 148 Кодекса документами, подтверждающими место оказания услуг, являются контракт, заключенный с иностранным лицом, и документы, подтверждающие факт выполнения работ.
Учитывая изложенное, по нашему мнению, если проектные услуги фактически оказываются подразделением иностранной организации, не состоящим на учете в налоговых органах Российской Федерации, на основании контракта, заключенного российской организацией с иностранной организацией, российская организация является налоговым агентом по указанным операциям и должна уплачивать налог в бюджетную систему Российской Федерации независимо от наличия на территории Российской Федерации филиала указанной иностранной организации.
Что касается вычета сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных иностранной организации при приобретении на территории Российской Федерации работ (услуг), используемых подразделением иностранной организации, не состоящим на учете в налоговых органах Российской Федерации, для осуществления проектных услуг, реализуемых российской организации, то в соответствии с положениями ст. ст. 171 и 172 Кодекса суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, подлежат вычетам в случае использования этих товаров (работ, услуг) для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость, на основании счетов-фактур, выставленных продавцами товаров (работ, услуг), после их принятия на учет и при наличии соответствующих первичных документов. При этом п. 4 ст. 171 Кодекса установлено, что суммы налога, предъявленные продавцами налогоплательщику - иностранному лицу, не состоящему на учете в налоговых органах Российской Федерации, подлежат вычету после уплаты налоговым агентом налога, удержанного из дохода этого налогоплательщика, и только в той части, в которой приобретенные товары (работы, услуги) использованы при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг), реализованных удержавшему налог налоговому агенту, при условии постановки налогоплательщика - иностранного лица на учет в налоговых органах Российской Федерации.
Таким образом, иностранная организация, имеющая в Российской Федерации филиал, выполняющий строительно-монтажные работы, и оказывающая проектные услуги российской организации через подразделение, не состоящее на учете в российском налоговом органе, может реализовать право на налоговые вычеты по приобретенным в Российской Федерации работам (услугам), использованным для осуществления проектных услуг, после постановки на налоговый учет в Российской Федерации обособленного подразделения иностранной организации, связанного с оказанием этих проектных услуг. При этом вычет сумм налога на добавленную стоимость производится на основании счетов-фактур, выставленных продавцами работ (услуг) на имя иностранной организации, после их принятия на учет и при наличии соответствующих первичных документов, а также документов, подтверждающих удержание и уплату налога налоговым агентом по реализованным иностранной организацией проектным услугам, посредством подачи в налоговый орган (в котором состоит на учете подразделение иностранной организации, исполняющее в централизованном порядке обязанность по представлению налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость по операциям всех находящихся на территории Российской Федерации обособленных подразделений иностранной организации) декларации за соответствующий налоговый период, но не ранее периода, на который приходится дата постановки на учет подразделения иностранной организации, связанного с оказанием вышеуказанных проектных услуг.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Н. А.КОМОВА
11.11.2011