Государственное учреждение - заказчик в установленном порядке разместило документацию об аукционе на выполнение работ для государственных нужд. В документации об аукционе установлена обязанность ознакомления участника размещения заказа по дополнительному запросу с документами, содержащими характеристики и объемы выполнения работ, являющихся предметом аукциона, в здании заказчика

Организация, желающая участвовать в данном аукционе, просит разъяснить: правомерно ли указанное положение документации об аукционе?

Ответ: Установление в документации требования об ознакомлении участника размещения заказа по дополнительному запросу с документами, содержащими характеристики и объемы выполнения работ, являющихся предметом аукциона, в здании заказчика неправомерно.

Обоснование: В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов или заказчиками деятельности его участников;

2) создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов;

4) участие организаторов торгов или заказчиков и (или) работников организаторов торгов или работников заказчиков в торгах.

Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) документация об аукционе разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.

Сведения, которые должна содержать документация об аукционе, установлены в ч. 4 ст. 34 Закона N 94-ФЗ.

В частности, документация об аукционе должна содержать требования к описанию участниками размещения заказа поставляемого товара, который является предметом аукциона, его функциональных характеристик (потребительских свойств), а также его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками размещения заказа выполняемых работ, оказываемых услуг, которые являются предметом аукциона, их количественных и качественных характеристик (п. 2 ч. 4 ст. 22 Закона N 94-ФЗ).

Документы и сведения, которые должна содержать заявка на участие в аукционе, поименованы в ч. 2 ст. 35 Закона N 94-ФЗ. Требовать от участника размещения заказа иных документов и сведений не допускается (ч. 2, 3 ст. 35 Закона N 94-ФЗ).

В силу ч. 6 ст. 32 Закона N 94-ФЗ при проведении аукциона какие-либо переговоры заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации или аукционной комиссии с участником размещения заказа не допускаются. В случае нарушения указанного положения аукцион может быть признан недействительным по иску заинтересованного лица в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

В Законе N 94-ФЗ не указано право заказчика устанавливать обязанность ознакомления участника размещения заказа по дополнительному запросу с документами, содержащими характеристики и объемы выполнения работ, являющихся предметом аукциона, в здании заказчика.

Подобное положение, закрепленное в документации об аукционе, по смыслу является нарушением ч. 1 ст. 17 Закона N 135-ФЗ, поскольку ограничивает число участников размещения заказа.

Таким образом, установление в документации требования об ознакомлении участника размещения заказа по дополнительному запросу с документами, содержащими характеристики и объемы выполнения работ, являющихся предметом аукциона, в здании заказчика неправомерно.

Д. В.Комаров

Счетная палата

Российской Федерации

09.11.2011