Основные направления совершенствования корпоративного законодательства

(Орлов А. В.)

("Налоги" (газета), 2006, N 15)

Текст документа

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

КОРПОРАТИВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

А. В. ОРЛОВ

Орлов А. В., заместитель начальника отдела корпоративного и финансового законодательства, Департамент корпоративного управления Минэкономразвития России.

Ключевым условием достижения стратегических целей Российской Федерации, повышения конкурентоспособности России, усиления ее политической и экономической роли в мировом сообществе является обеспечение неуклонного экономического роста. Опорой экономического роста является корпоративный сектор. Для того чтобы российские компании могли достойно ответить на вызовы современности, необходима развитая и современная система корпоративного управления и корпоративного законодательства.

Современный этап развития мировой экономики характеризуется растущим уровнем глобализации. Участие в этом процессе является настоятельной необходимостью для стран, претендующих на ведущие роли в мире. Россия не только внимательно следит за процессами социально-экономических и правовых изменений в мире, но и является их активным и заинтересованным участником. В этом контексте очень важно внедрение в России международно-признанных принципов корпоративного управления как общемировых правил ведения бизнеса.

В связи с этим Министерством ведется активная работа по подготовке Концепции развития корпоративного законодательства, которая определяет основные направления развития корпоративного законодательства на период до 2008 г.

Сегодня одним из основных приоритетов государственной политики является обеспечение высоких и устойчивых темпов экономического роста. Стимулирование предпринимательской активности во всех ее формах и устранение необоснованных барьеров для осуществления предпринимательской деятельности является необходимым условием нормального функционирования экономики. Опыт частных российских компаний убедительно доказывает, что они в состоянии обеспечивать конкурентоспособность страны.

Справедливая, современная и эффективная система корпоративного законодательства принципиально важна как для экономики, так и для общества в целом. Правительство рассматривает процесс совершенствования корпоративного законодательства как важную предпосылку укрепления рыночных основ экономики страны.

Реализация Концепции позволит вывести на новый качественный уровень систему корпоративного управления в Российской Федерации, облегчить создание нового бизнеса и его ведение, повысить привлекательность российских компаний для внутренних и внешних инвесторов, снизить количество и остроту корпоративных конфликтов и ввести механизмы их эффективного урегулирования, повысить результативность государственного регулирования данной сферы, обеспечить необходимую гибкость для будущего развития.

Необходимым условием успешности проводимого реформирования корпоративного законодательства является комплексность регулирования.

Тенденция развития корпоративного законодательства во всем мире направлена в первую очередь на повышение качества корпоративного управления. Эффективное корпоративное управление является ключевым фактором, обеспечивающим финансовую прозрачность компаний и подотчетность руководителей.

Корпоративное законодательство должно учитывать международный опыт и рекомендации международных институтов, в частности Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в области корпоративного управления.

При совершенствовании корпоративного законодательства необходимо учитывать проблемы раскрытия информации, где интересы непосредственных участников корпоративных отношений тесно взаимодействуют с публичным интересом. Информационная прозрачность является одним из краеугольных камней рыночной экономики.

Дополнительного правового обеспечения требует регулирование в области использования инсайдерской информации, манипулирования рынком, требований к субъектам, механизмам и объему раскрытия информации, а также правомочия и обязанности государства как субъекта хозяйственных отношений и регулятора в этой сфере.

Итак, реформирование корпоративного законодательства в Российской Федерации должно осуществляться по следующим основным направлениям.

1. Определение правового статуса юридических лиц.

2. Работа в области концентрации и диверсификации бизнеса.

3. Работа, направленная на борьбу с корпоративными конфликтами, их предотвращение и урегулирование.

4. Ценные бумаги в корпоративном законодательстве.

1. Определение правового статуса юридических лиц

Коммерческие организации.

Наиболее распространенной в российском хозяйственном обороте организационно-правовой формой юридического лица сегодня является общество с ограниченной ответственностью. Данная форма показала свою гибкость и эффективность для осуществления предпринимательской деятельности разных типов. Однако в настоящее время назрела необходимость ее совершенствования.

Для этого необходимо исключить учредительный договор из числа учредительных документов ООО и ограничить его значение организацией взаимодействия между учредителями в процессе создания общества (как это имеет место в акционерном обществе). Наличие двух учредительных документов - устава и учредительного договора - усложняет систему управления в ООО и приводит к правовым коллизиям, но не обеспечивает никакой дополнительной защиты интересов участников ООО.

Также следует отказаться от института свободного выхода участника из ООО, поскольку данное право участника существенно подрывает стабильность функционирования ООО и во многих случаях приводит к нарушению интересов других участников. Данный институт должен быть упразднен или существенно ограничен в использовании.

Следует упразднить такую особую организационно-правовую форму юридического лица, как общество с дополнительной ответственностью: ее следует объединить с ООО.

В сфере регулирования акционерных обществ необходимо отказаться от жесткого деления данной организационно-правовой формы на два различных "подвида" - открытые и закрытые акционерные общества. Необходимо реализовать в законодательстве понимание акционерного общества как единой модели, однако с различными требованиями к свободе обращения акций (а также к раскрытию информации) в зависимости от количества акционеров.

Необходимо также отказаться от конструкции "акционерного общества работников", или "народного предприятия", представляющего собой гибрид акционерного общества и производственного кооператива, поскольку она противоречит общим принципам российского корпоративного законодательства.

Некоммерческие организации.

Действующее гражданское законодательство при разграничении юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации исходит из критерия прибыльности, который включает две составляющие: "целевую" (является ли получение прибыли целью данного юридического лица или нет) и "распределительную" (может ли данное юридическое лицо распределять прибыль между своими участниками/учредителями). Более целесообразно установить в качестве отличительного признака между коммерческими и некоммерческими организациями запрет на распределение прибыли, полученной некоммерческой организацией в ходе своей деятельности, между ее участниками (для всех некоммерческих организаций).

Сегодня в российской практике существуют такие формы юридических лиц, которые не укладываются ни в одну из существующих форм коммерческих или некоммерческих организаций, например Центральный банк Российской Федерации. Плохо вписывается в общую логику законодательства о юридических лицах такая конструкция, как государственная корпорация. Назрела необходимость ввести в российское законодательство категорию юридического лица публичного права (публичного юридического лица), существующую в большинстве развитых правопорядков.

2. Работа в области концентрации и диверсификации бизнеса

Реорганизация юридических лиц.

Необходимо принятие единого федерального закона, посвященного вопросам реорганизации юридических лиц, а не внесение множества поправок в отдельные законы. Это позволит урегулировать унифицированным образом схожие по своему характеру отношения, возникающие по поводу реорганизации и ликвидации юридических лиц различных организационно-правовых форм. Наиболее принципиальные нормы могут быть отражены в ГК РФ в развитие имеющихся положений о реорганизации.

Группа лиц и особенности ее регулирования.

В современных условиях правилом, а не исключением для многих сфер деятельности является совместное функционирование группы формально различных юридических лиц (холдинг, трест, концерн и т. п.), которая, по сути, является единым бизнесом, а входящие в нее компании имеют общие экономические цели. При регулировании таких образований необходимо учитывать специфику управления в них, особенности организации товарных и финансовых потоков, особенности определения налогооблагаемой базы, и т. д. Отсутствие четкого регулирования не только затрудняет нормальное функционирование холдингов, но зачастую и позволяет им ущемлять интересы миноритариев (особенно в дочерних компаниях) и государства.

Действующим законодательством предусмотрены различные институты для регулирования связанных между собой юридических лиц: институт аффилированных лиц, институт основных и дочерних обществ, институт зависимых и преобладающих обществ, институт холдингов и др. Необходимо обеспечить правовое регулирование связанных лиц с учетом специфики правоотношений, целей регулирования, сложившейся практики и имеющегося отечественного и зарубежного опыта.

Регулирование аффилированных лиц.

Понятие аффилированности используется в различных институтах корпоративного права: при определении круга лиц, заинтересованных в совершении корпорацией сделки; при определении независимых директоров; при установлении перечня лиц, информация о которых раскрывается акционерным обществом; при определении перечня лиц, информация о которых предоставляется корпорации ее акционерами или участниками; при определении лиц, обязанных соблюдать определенный порядок приобретения крупного пакета акций.

Анализ применения категории аффилированности показывает ее недостаточную эффективность для целей корпоративного права. Чтобы повысить эффективность использования понятия аффилированности при регулировании корпоративных отношений, следует конкретизировать перечень оснований, наличие которых позволяет пренебрегать юридической самостоятельностью участников оборота.

Наиболее широкий спектр оснований должен быть предусмотрен применительно к раскрытию информации. Менее широким, но все же значительным должен быть перечень отношений, влияющих на оценку независимости членов советов директоров акционерных обществ. Еще более узкий перечень оснований должен учитываться при определении лиц, обязанных соблюдать определенный порядок приобретения крупного пакета акций. Наконец, наиболее узким должен быть перечень случаев аффилированности, учитываемых в рамках института сделок с заинтересованностью.

Налоговое регулирование группы лиц.

В России каждое юридическое лицо - участник группы представляет собой самостоятельный субъект налогового права. Целесообразно установление специального налогового регулирования группы лиц, которое можно формализовать в Налоговом кодексе как один из специальных налоговых режимов. В рамках РФ группа компаний должна рассматриваться для целей налогообложения как один налогоплательщик независимо от количества юридических лиц, входящих в группу и находящихся под общим контролем. В случае совершения сделок по экспорту или импорту товаров между отдельными юридическими лицами - членами группы, находящимися в разных государствах, такие сделки в соответствии с общепризнанным международным принципом должны заключаться по рыночным ценам.

Сделки с особым порядком заключения в хозяйственных обществах (крупные сделки, сделки с заинтересованностью).

Регулирование сделок с заинтересованностью должно быть направлено прежде всего на предотвращение конфликта интересов или на сглаживание его последствий. Сегодня оно весьма несовершенно: оно недостаточно эффективно защищает права акционеров, но вместе с тем порождает неоправданные издержки для добросовестных участников оборота, а также является источником для злоупотреблений (в том числе в корпоративных конфликтах).

Необходимо отразить в законодательстве проблемы, выявленные правоприменительной (в том числе судебной) практикой:

- устранить противоречие, связанное с определением цены отчуждаемого или приобретаемого обществом имущества;

- уточнить необходимое число независимых директоров при принятии решения об одобрении сделки;

- вывести из-под процедуры совершения сделок с заинтересованностью сделки между участниками финансово-промышленных групп, при наличии у основного общества более чем 75% голосующих акций дочерних обществ.

3. Работа, направленная на борьбу с корпоративными

конфликтами, их предотвращение и урегулирование

Корпоративные конфликты (споры) в рыночной экономике неизбежны, поскольку неизбежны различия в интересах участников корпоративных отношений. Однако высокий уровень корпоративных конфликтов пагубно влияет на экономику, он повышает инвестиционные риски, снижает привлекательность национальных компаний для инвесторов (как внутренних, так и внешних), препятствует привлечению инвестиционных ресурсов, приводит к недооценке национального бизнеса.

Особенно опасно использование в корпоративных конфликтах различных недобросовестных приемов: злоупотребление правом, использование неточностей и противоречий в законодательстве, корпоративный шантаж ("гринмэйл") и т. п. К сожалению, российская практика характеризуется активным применением подобных недобросовестных технологий.

Важной мерой по снижению интенсивности и опасности корпоративных конфликтов является обеспечение информационной открытости, транспарентности компаний. Однако сегодня, напротив, характерной особенностью российского бизнеса является информационная закрытость. Имеет место противоречие между информационной прозрачностью (как средством преодоления корпоративного конфликта, пресечения злоупотреблений инсайдерской информацией) и опасностью раскрытия информации (как фактора, способствующего враждебным поглощениям и усилению административного пресса со стороны коррумпированных чиновников).

Необходимо продолжать совершенствование системы раскрытия информации, включая установление различных требований к объему и глубине такого раскрытия в зависимости от степени публичности компании. С другой стороны, следует законодательно урегулировать отношения, связанные с инсайдерской информацией и предотвращением ее использования инсайдерами в ущерб третьим лицам.

Кроме того, действующее в настоящее время российское процессуальное законодательство позволяет недобросовестным субъектам предпринимательской деятельности внешне законными средствами осуществлять так называемые корпоративные захваты, отрицательно влияющие как на осуществление своих прав и законных интересов внутренними инвесторами (участниками корпоративных отношений), так и на стабильность имущественного оборота в целом, что в конечном счете представляет угрозу национальной безопасности.

В целях решения обозначенных проблем необходимо совершенствование действующего процессуального законодательства в части:

- установления перечня категорий корпоративных споров, относящихся к специальной подведомственности арбитражного суда;

- определения исключительной подсудности (арбитражным судам по месту нахождения соответствующего юридического лица) всех дел по спорам участников организаций, связанным с деятельностью хозяйственных товариществ и обществ;

- установления правила об обязательном соединении в одно производство тесно связанных между собой требований, вытекающих из корпоративных отношений;

- установления правила, в соответствии с которым меры по обеспечению исков и заявлений по указанным требованиям устанавливаются только арбитражным судом по месту нахождения юридического лица, а в случае, если таким судом рассматривается корпоративный спор с участием хозяйственного общества, - в рамках дела по рассмотрению такого спора (но не в отдельном производстве);

- ограничения возможности введения обеспечительных мер;

- сокращения сроков исковой давности по искам о признании недействительными актов государственной регистрации юридических лиц или изменений в их учредительные документы;

- исключения применения Закона Российской Федерации "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" для судебного обжалования решений и иных действий органов управления коммерческих и некоммерческих организаций и другие изменения.

4. Ценные бумаги в корпоративном законодательстве

Необходимо совершенствовать правовое регулирование бездокументарных ценных бумаг, правовой режим счетов по учету ценных бумаг. Необходимо уточнить особенности правового положения добросовестного приобретателя таких ценных бумаг; определить возможность, условия и порядок виндикации утраченных бездокументарных ценных бумаг и иные способы защиты прав владельцев при несанкционированном списании бумаг со счета. Будет определен статус выморочных ценных бумаг и решен вопрос об их судьбе при отсутствии наследников у умершего владельца.

В законодательстве и в правовой доктрине должен получить свое развитие институт дробных акций. При размещении акций возможность возникновения дробных акций должна допускаться лишь постольку, поскольку она прямо предусмотрена в законе, однако перечень оснований должен быть расширен. Необходимо предусмотреть возможность появления дробных акций при конвертации эмиссионных ценных бумаг в акции, в том числе при реорганизации акционерного общества.

Следует совершенствовать правовое регулирование учетной системы рынка ценных бумаг - регистраторов и депозитариев. Необходимо четко определить понятие и правовой статус реестра владельцев ценных бумаг, права и обязанности регистраторов и депозитариев в различных ситуациях, в том числе при корпоративных конфликтах. Целесообразно возложить на регистраторов и депозитариев функции агентов государства по борьбе с нарушениями норм и требований корпоративного и антимонопольного законодательства (по аналогии с валютным контролем и контрольными функциями специализированных депозитариев).

Название документа