Об исчислении налога на прибыль с доходов российской и японской организаций, полученных в рамках договора, по которому российская организация получила право на рекламирование, продажу, лицензирование и распространение продукции
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 24 марта 2014 г. N 03-08-РЗ/12843
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики в связи с вопросом о порядке налогообложения прибыли организаций в случае оказания российской компанией услуг японской организации сообщает следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 246 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются российские организации, а также иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 306 Кодекса под постоянным представительством иностранной организации в Российской Федерации для целей гл. 25 Кодекса понимается филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации, через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации.
В п. 1 ст. 309 Кодекса перечислены виды доходов иностранных организаций, которые не связаны с ее предпринимательской деятельностью в Российской Федерации, относящиеся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежащие обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов.
Так, в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 309 Кодекса доходы от использования в Российской Федерации прав на объекты интеллектуальной собственности подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов.
Статьей 7 Кодекса установлен приоритет правил и норм международных договоров Российской Федерации, содержащих положения, касающиеся налогообложения и сборов, над нормами Кодекса и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах.
В соответствии с п. 1 ст. 5 Конвенции между Правительством СССР и Правительством Японии об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы от 18.01.1986 (далее - Конвенция) прибыль, получаемая от коммерческой деятельности лицом с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве, подлежит налогообложению только в этом Договаривающемся Государстве, если только это лицо не осуществляет коммерческую деятельность в другом Договаривающемся Государстве через находящееся в нем постоянное представительство. Если это лицо осуществляет коммерческую деятельность, как сказано выше, то прибыль этого лица может облагаться налогами в этом другом Договаривающемся Государстве, но только в той части, которая зачисляется этому постоянному представительству.
В соответствии с п. 1 ст. 4 Конвенции термин "постоянное представительство" для целей Конвенции означает любое постоянное место деятельности, через которое полностью или частично осуществляется коммерческая деятельность лица с постоянным местопребыванием в Договаривающемся Государстве.
Учитывая, что в письме указано, что рекламирование, продажу, лицензирование и распространение продукции осуществляет российская организация, получившая на это право в результате договора с резидентом Японии, прибыль, получаемая от такого вида деятельности российской организацией, подлежит налогообложению в РФ, а прибыль, получаемая японским резидентом, - в Японии.
Однако в соответствии с п. 1 ст. 9 Конвенции доходы от авторских прав и лицензий, возникающие в одном Договаривающемся Государстве и выплачиваемые лицу с постоянным местопребыванием в другом Договаривающемся Государстве, могут облагаться налогами в этом другом Договаривающемся Государстве.
При этом согласно пп. "a" п. 2 ст. 9 Конвенции доходы от авторских прав и лицензий, получаемые в качестве возмещения за использование или предоставление права использования любого авторского права на произведения литературы, искусства или науки, включая кинематографические фильмы и фильмы или пленки для радиовещания или телевидения, освобождаются от налогов в Договаривающемся Государстве, в котором они возникают, если лицо, фактически имеющее право на доходы от авторских прав и лицензий, является лицом с постоянным местопребыванием в другом Договаривающемся Государстве.
В соответствии с пп. "b" п. 2 ст. 9 Конвенции доходы от авторских прав и лицензий, получаемые в качестве возмещения за использование или предоставление права использования любого патента, товарного знака, чертежа или модели, плана, секретной формулы или процесса, или за использование или предоставление права использования промышленного, торгового или научного оборудования, или за информацию, касающуюся промышленного, торгового или научного опыта, могут также облагаться налогами в Договаривающемся Государстве, в котором они возникают, и в соответствии с законодательством этого Договаривающегося Государства. Однако взимаемый налог не должен превышать 10% валовой суммы доходов от авторских прав и лицензий, если лицо, фактически имеющее право на эти доходы, является лицом с постоянным местопребыванием в другом Договаривающемся Государстве.
Учитывая вышеизложенное, доходы японской организации, получаемые от российской организации, могут рассматриваться как возмещение за предоставление права использования информации, касающейся научного опыта, и облагаться налогом в Российской Федерации по ставке 10% на основании пп. "b" п. 2 ст. 9 Конвенции.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А. С.КИЗИМОВ
24.03.2014