Между ИП (лизингополучателем) и лизинговой организацией (лизингодателем) заключен договор лизинга, согласно которому лизингодатель приобрел в интересах лизингополучателя автомобильный кран. Предмет лизинга введен в эксплуатацию. Договором предусмотрена уплата авансового лизингового платежа, ежемесячных лизинговых платежей и выкупной стоимости предмета лизинга по истечении срока лизинга

Лизингополучатель уплатил авансовый лизинговый платеж, платит ежемесячные лизинговые платежи. Согласно условиям договора лизингодатель остается собственником предмета лизинга в течение срока действия договора (48 месяцев). Приобретение права собственности на предмет лизинга возможно на основании заключения договора купли-продажи между сторонами и уплаты лизингополучателем выкупной цены предмета лизинга по истечении срока лизинга.

Вся ли сумма уплаченного авансового платежа включается единовременно в расходы того отчетного периода, в котором произошло заключение договора купли-продажи, в целях исчисления НДФЛ?

По договору предмет лизинга учитывается на балансе лизингополучателя. Стороны договорились применять ускоренную амортизацию предмета лизинга с коэффициентом 3.

Правомерно ли начисление амортизации лизингополучателем и включение ее суммы в расходы отчетного периода при отсутствии у ИП права собственности на предмет лизинга? В каком порядке происходит начисление амортизации после заключения договора купли-продажи между сторонами и перехода права собственности на предмет лизинга лизингополучателю?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 7 ноября 2011 г. N 03-04-05/8-859

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета расходов, связанных с приобретением индивидуальным предпринимателем предмета лизинга, и в соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

Согласно п. 1 ст. 28 Федерального закона от 29.10.1998 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" под лизинговыми платежами понимается общая сумма платежей по договору лизинга за весь срок действия договора лизинга, в которую входит возмещение затрат лизингодателя, связанных с приобретением и передачей предмета лизинга лизингополучателю, возмещение затрат, связанных с оказанием других предусмотренных договором лизинга услуг, а также доход лизингодателя. В общую сумму договора лизинга может включаться выкупная цена предмета лизинга, если договором лизинга предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю.

В соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 221 Кодекса индивидуальные предприниматели имеют право при исчислении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц на получение профессионального налогового вычета в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.

При этом согласно п. 3 ст. 210 Кодекса если сумма налоговых вычетов в налоговом периоде окажется больше суммы доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка в размере 13 процентов, то применительно к этому налоговому периоду налоговая база принимается равной нулю. На следующий налоговый период разница между суммой налоговых вычетов в этом налоговом периоде и суммой доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка в размере 13 процентов, не переносится, если иное не предусмотрено гл. 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса.

Абзацем 2 п. 1 ст. 221 Кодекса установлено, что состав указанных расходов (то есть фактически произведенных и документально подтвержденных), принимаемых к вычету, определяется в порядке, аналогичном порядку определения расходов, установленному гл. 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса.

Согласно пп. 10 п. 1 ст. 264 Кодекса в составе прочих расходов учитываются арендные (лизинговые) платежи за арендуемое (принятое в лизинг) имущество.

Таким образом, при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц лизинговые платежи могут быть отнесены к прочим расходам в той части, в которой они уплачены за получение предмета лизинга во временное владение и пользование, что должно быть подтверждено документами. Такими документами могут быть, в частности, договор лизинга, акт приема-передачи лизингового имущества, график лизинговых платежей, выписки банка, кассовые чеки и расходные кассовые ордера, подтверждающие оплату.

Что касается начисления амортизации, то согласно пп. 4 п. 15 Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, утвержденного Приказом Минфина России и МНС России от 13.08.2002 N 86н/БГ-3-04/430, начисление амортизации производится только на принадлежащее индивидуальному предпринимателю на праве собственности имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, непосредственно используемые для осуществления предпринимательской деятельности и приобретенные за плату.

Следовательно, первоначальная стоимость основного средства, принимаемого к учету индивидуальным предпринимателем (выкупная стоимость автомобильного крана и дополнительные расходы, связанные с приобретением), списывается на расходы посредством начисления амортизации только после выполнения обязательств по его оплате и перехода права собственности на данное имущество.

Учет амортизируемого имущества и расчет амортизации производятся в разд. II "Расчет амортизации основных средств" Книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С. В.РАЗГУЛИН

07.11.2011