Нежилое здание, на которое не зарегистрировано право собственности какого-либо лица, в 2010 г. принято на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого оно находится, как бесхозяйное

Вправе ли орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, по истечении года со дня постановки указанного нежилого здания на учет требовать в судебном порядке признания права муниципальной собственности на это здание, если им фактически с 2007 г. непрерывно, добросовестно, открыто владеет и пользуется как своим собственным организация?

Ответ: Если нежилым зданием с 2007 г. непрерывно, добросовестно, открыто владеет и пользуется как своим собственным организация, то орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, не вправе требовать в судебном порядке признания права муниципальной собственности на данное здание.

Обоснование: В соответствии с п. 1 ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Согласно п. 2 ст. 225 ГК РФ, если это не исключается правилами ГК РФ о приобретении права собственности на вещи, от которых собственник отказался (ст. 226), о находке (ст. ст. 227 и 228), о безнадзорных животных (ст. ст. 230 и 231) и кладе (ст. 233), право собственности на бесхозяйные движимые вещи может быть приобретено в силу приобретательной давности.

На основании п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

На основании п. 1 ст. 234 ГК РФ лицо - гражданин или юридическое лицо, не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).

Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.

Пунктом 2 ст. 234 ГК РФ установлено, что до приобретения на имущество права собственности в силу приобретательной давности лицо, владеющее имуществом как своим собственным, имеет право на защиту своего владения против третьих лиц, не являющихся собственниками имущества, а также не имеющих прав на владение им в силу иного предусмотренного законом или договором основания.

Как следует из изложенных норм, требование о признании права муниципальной собственности на недвижимую вещь может быть предъявлено, только если вещь отвечает понятию бесхозяйной, то есть той, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

В то же время ГК РФ предусматривает возможность приобретения права собственности на имущество в силу приобретательской давности: для этого лицу необходимо владеть имуществом как своим собственным в течение указанного в п. 1 ст. 234 ГК РФ срока.

Учитывая положения ст. 234 ГК РФ, организацию в указанной ситуации можно признать лицом, которое добросовестно, открыто и непрерывно владеет зданием как своим собственным недвижимым имуществом, а значит, лицом, которое имеет право на защиту своего владения против третьих лиц, не являющихся собственниками имущества, а также не имеющих прав на владение им в силу иного предусмотренного законом или договором основания.

При этом в судебной практике выработана позиция, согласно которой отсутствие государственной регистрации права собственности какого-либо лица на объект недвижимости не может являться основанием для признания его бесхозяйным.

Так, ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 19.08.2011 N А27-11096/2010 пришел к выводу, что у органа, уполномоченного управлять муниципальным имуществом, отсутствуют основания для обращения в 2010 г. в суд с иском о признании права собственности на объект как бесхозяйное недвижимое имущество, поскольку им как своим собственным с 2004 г. открыто владеет и пользуется индивидуальный предприниматель.

ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 14.09.2010 N А19-3825/10 указал, что спорное имущество не может рассматриваться в качестве бесхозяйного недвижимого имущества, поскольку находится во владении и пользовании третьих лиц.

Аналогичная позиция изложена в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 09.06.2008 N Ф04-3564/2008(6363-А75-38).

Дополнительно отметим, что, поскольку в соответствии с выводами судебной практики в указанной ситуации отсутствовали условия признания нежилого здания бесхозяйным, принятие его на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого оно находится, как бесхозяйного в 2010 г. осуществлено неправомерно.

Н. Н.Матюнина

Ведущий специалист-эксперт

отдела методологии

бюджетного контроля и аудита

Департамента бюджетной политики

и методологии Минфина России

06.11.2011