Об отсутствии оснований для внесения изменений в Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ в части передачи в муниципальную собственность социально значимых объектов на основании решения суда в случае, если должником до момента продажи указанных значимых объектов в порядке, установленном ст. 110 указанного Закона, будет допускаться ненадлежащее содержание и использование последних в соответствии с их целевым назначением

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 3 ноября 2011 г. N Д06-5506

Департамент инновационного развития и корпоративного управления Минэкономразвития России (далее - Департамент) рассмотрел обращение по вопросу внесения изменений в Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) и в рамках своей компетенции сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления.

Вместе с тем в компетенцию Минэкономразвития России не входит разъяснение законодательства, в связи с чем Департамент вправе лишь высказать свое мнение, которое не является обязательным для правоприменителей.

В соответствии со ст. 132 Закона о банкротстве социально значимые объекты, продажа которых в соответствии с законодательством Российской Федерации должна осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, продаются в порядке, установленном ст. 110 Закона о банкротстве.

Обязательными условиями конкурса по продаже указанных объектов являются обязательства покупателей обеспечивать надлежащее содержание и использование указанных объектов в соответствии с их целевым назначением, а также выполнение иных устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательств.

В случае продажи объектов коммунальной инфраструктуры к обязательным условиям конкурса относятся также обязательства покупателей предоставлять гражданам, организациям, осуществляющим эксплуатацию жилищного фонда социального использования, а также организациям, финансируемым за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, товары (работы, услуги) по регулируемым ценам (тарифам) в соответствии с установленными надбавками к ценам (тарифам) и предоставлять указанным потребителям установленные федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления льготы, в том числе льготы по оплате товаров (работ, услуг).

После проведения конкурса орган местного самоуправления заключает с покупателем социально значимых объектов соглашение об исполнении условий конкурса.

В случае существенного нарушения или неисполнения покупателем социально значимых объектов соглашения об исполнении условий конкурса указанные соглашение и договор купли-продажи социально значимых объектов подлежат расторжению судом на основании заявления органа местного самоуправления.

В случае расторжения судом указанных соглашения и договора купли-продажи социально значимых объектов такие объекты подлежат передаче в собственность муниципального образования, а денежные средства, выплаченные по договору купли-продажи социально значимых объектов, возмещаются покупателю за счет местного бюджета.

Социально значимые объекты, не проданные в порядке, установленном п. 4 ст. 132 Закона о банкротстве, подлежат передаче в муниципальную собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления, о чем конкурсный управляющий уведомляет указанные органы.

Кроме того, Законом о банкротстве (п. 6 ст. 129) предусмотрены императивные нормы, предусматривающие особенности реализации объектов коммунальной инфраструктуры путем проведения конкурса с обязательством покупателя обеспечить надлежащее содержание и использование таких объектов в соответствии с целевым назначением, безопасную эксплуатацию объекта системы жизнеобеспечения, стабильное и бесперебойное предоставление жизненно важных услуг гражданам.

Необходимо отметить, что в соответствии с п. 4 ст. 20.3 Закона о банкротстве при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества, то есть обеспечить баланс интересов последних.

Действия арбитражного управляющего в интересах кредиторов направлены на то, чтобы наиболее полно удовлетворить требования кредиторов в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, путем достижения целей, определенных Законом для этих процедур.

К этим целям относят, в частности, в наблюдении - обеспечение сохранности имущества должника, в финансовом оздоровлении - погашение задолженности перед кредиторами в соответствии с графиком погашения задолженности, во внешнем управлении - восстановление платежеспособности должника, обеспечивающее полное погашение задолженности перед кредиторами, в конкурсном производстве - соразмерное удовлетворение требований кредиторов (абз. 13 - 16 ст. 2 Закона о банкротстве).

В своем Постановлении от 19.12.2005 N 12-П "По делу о проверке конституционности абзаца 8 пункта 1 статьи 20 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в связи с жалобой гражданина А. Г. Меженцева" Конституционный Суд Российской Федерации подчеркнул, что "в силу различных, зачастую диаметрально противоположных интересов лиц, участвующих в деле о банкротстве, законодатель должен гарантировать баланс их прав и законных интересов, что, собственно, и является публично-правовой целью института банкротства".

Таким образом, целью института несостоятельности является определение и обеспечение гарантированного баланса прав и законных интересов участников процедуры несостоятельности (банкротства), с учетом интересов общества. При этом баланс интересов следует рассматривать как соотношение интересов субъектов, участвующих в процессе несостоятельности (банкротства), а не как установление их равновесия.

С учетом изложенного предложение о передаче в муниципальную собственность социально значимых объектов на основании решения суда в случае, если должником до момента продажи указанных значимых объектов в порядке, установленном ст. 110 Закона о банкротстве, будет допускаться ненадлежащее содержание и использование последних в соответствии с их целевым назначением, представляется недостаточно обоснованным, так как это приведет к нарушению баланса интересов участников процедуры несостоятельности (банкротства).

Заместитель директора Департамента

инновационного развития и

корпоративного управления

Д. В.СКРИПИЧНИКОВ

03.11.2011