Общество планирует организовать пресс-конференцию в целях создания через СМИ своего положительного имиджа, увеличения числа клиентов и, соответственно, увеличения уровня доходов. Для организации пресс-конференции потребуется произвести следующие расходы

- на аренду зала и оборудования;

- услуги кейтеринга/питание;

- изготовление приглашений;

- изготовление бейджей участников;

- доставку приглашенных участников и сотрудников организации к месту проведения встречи.

Каков порядок налогового учета данных расходов в целях исчисления налога на прибыль?

Ответ: Расходы организации на проведение пресс-конференций в целях исчисления налога на прибыль учитываются, по нашему мнению, в расходах на рекламу в полном объеме. Данная позиция подтверждается также арбитражной практикой. Вместе с тем в данном случае возможны споры с налоговыми органами, поскольку они придерживаются иной позиции по данному вопросу, согласно которой указанные расходы являются нормируемыми и учитываются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации.

Обоснование: Согласно п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ налогоплательщик вправе уменьшить полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).

Расходами для целей налогообложения прибыли признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных в ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Расходы должны быть документально подтвержденными и экономически обоснованными. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В соответствии с положениями пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, в том числе относятся расходы налогоплательщика на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках. Особенности учета данных расходов установлены п. 4 ст. 264 НК РФ.

Так, согласно п. 4 ст. 264 НК РФ к расходам организации на рекламу в целях исчисления налога на прибыль относятся:

- расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передачу по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;

- расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;

- расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.

Расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, не указанные в абз. 2 - 4 данного пункта, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Следовательно, проведение пресс-конференции с участием представителей средств массовой информации в целях формирования положительного имиджа общества, увеличения числа клиентов (то есть привлечения внимания клиентов к продукции общества) признается мероприятием рекламного характера, поскольку распространяемая информация адресована неопределенному кругу лиц.

Расходы, которые понесло общество на проведение пресс-конференции, с нашей точки зрения, являются экономически обоснованными и при наличии соответствующего документального обоснования учитываются в расходах на рекламу, поскольку обусловлены обычаями делового оборота.

С учетом требований п. 4 ст. 264 НК РФ необходимо определить, является ли реклама, осуществленная посредством пресс-конференции с участием представителей СМИ, рекламой через СМИ либо относится к иному виду рекламы, расходы на которую учитываются при расчете налогооблагаемой базы по налогу на прибыль в нормированном объеме.

ФАС Московского округа в Постановлении от 25.06.2010 N КА-А40/6610-10 указал, что общество понесло расходы на проведение пресс-конференции и презентации для прессы. Согласно пояснениям налогоплательщика соответствующая информация была опубликована в средствах массовой информации. Таким образом, рекламные мероприятия проводились с использованием средств массовой информации, в связи с чем является правильным вывод судов о правомерном учете обществом в налоговой базе всей суммы осуществленных по данному основанию расходов. Из ст. ст. 14 - 16 Закона о рекламе, на которые ссылается инспекция, не следует, что проведение рекламных мероприятий в форме, использованной обществом, не признается рекламой в средствах массовой информации.

Между тем согласно официальной позиции контролирующих органов расходы на организацию пресс-конференции можно учесть в качестве нормируемых расходов на рекламу в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации (Письма Минфина России от 03.10.2006 N 03-03-04/1/678, УФНС России по г. Москве от 23.01.2009 N 19-12/004970).

Поэтому, скорее всего, позицию, отличную от официальной, налогоплательщику придется доказывать в суде.

Л. В.Попова

Эксперт

АКГ "Панацея ПРОФ"

03.11.2011