Об определении размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, при переоформлении юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования указанными земельными участками на право аренды в соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 3 ноября 2011 г. N Д23-4574

Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу разъяснения положений Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) и в пределах компетенции сообщает.

В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона N 137-ФЗ юридические лица, за исключением указанных в п. 1 ст. 20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 января 2012 г. в соответствии с правилами ст. 36 Земельного кодекса. Юридические лица могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), на право аренды таких земельных участков или приобрести такие земельные участки в собственность в соответствии с правилами, установленными настоящим абзацем, до 1 января 2015 г. по ценам, предусмотренным соответственно п. п. 1 и 2 ст. 2 Закона N 137-ФЗ.

При этом годовой размер арендной платы устанавливается в пределах: двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков; трех десятых процента кадастровой стоимости арендуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения; полутора процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте.

Изменение годового размера арендной платы, определенного в соответствии с настоящим пунктом, может предусматриваться договорами аренды указанных земельных участков только в связи с изменением кадастровой стоимости соответствующего земельного участка.

Необходимо отметить, что указанная статья Закона N 137-ФЗ не содержит определения и характеристик "линейных объектов", а лишь устанавливает перечень объектов, на которые распространяются положения указанной статьи.

Кроме того, п. 2 ст. 3 Закона N 137-ФЗ установлены предельные размеры годовой арендной платы при переоформлении юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды. Таким образом, размер годовой арендной платы земельных участков не может превышать установленных пределов. При этом изменение размера арендной платы, определенного в соответствии с указанной статьей, возможно только в случае изменения кадастровой стоимости соответствующего земельного участка.

В иных случаях размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, устанавливается государственными органами и органами местного самоуправления на общих основаниях в соответствии с п. 3 ст. 65 Земельного кодекса или п. 10 ст. 3 Закона N 137-ФЗ.

Дополнительно сообщаем, что в соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, Минэкономразвития России не уполномочено давать юридическую оценку правовым актам, издаваемым субъектами Российской Федерации.

Заместитель директора

Департамента недвижимости

М. В.БОЧАРОВ

03.11.2011