Федеральным законом от 19.07.2011 N 245-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" внесены поправки в гл. 21 НК РФ, в том числе в п. 3 ст. 170 НК РФ. Так, начиная с IV квартала 2011 г. налогоплательщикам следует руководствоваться требованием пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ, согласно которому суммы НДС, принятые ранее к вычету, подлежат восстановлению в случае получения налогоплательщиком в соответствии с законодательством РФ субсидий из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога. Восстановление налога производится в периоде получения субсидий, а сумма восстановленного по указанному основанию НДС учитывается в составе прочих расходов в соответствии со ст. 264 НК РФ

Применяется ли данная норма в случае получения управляющей организацией субсидий из федерального бюджета на финансирование работ по капитальному ремонту многоквартирных домов (МКД) во исполнение Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и привлечения ею подрядных организаций для выполнения указанных работ?

Ответ: В случае получения управляющей организацией субсидий из федерального бюджета на финансирование работ по капитальному ремонту многоквартирных домов во исполнение Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и привлечения ею подрядных организаций для выполнения указанных работ не применяется пп. 6 п. 3 ст. 170 Налогового кодекса РФ.

Обоснование: Субсидии, выделяемые на проведение капитального ремонта МКД, - это субсидии, связанные с реализацией услуг с учетом льгот, предоставляемых собственникам жилых помещений в МКД (Постановления ФАС Поволжского округа от 07.06.2011 N А72-7250/2010, от 31.05.2011 N А72-6550/2010, ФАС Центрального округа от 21.03.2011 N А64-4275/2010). Именно поэтому управляющие компании при определении налоговой базы по НДС руководствуются п. 2 ст. 154 НК РФ и определяют стоимость реализованных товаров (работ, услуг) исходя из фактических цен их реализации, то есть без учета денежных средств, поступивших из бюджета в качестве субсидий.

Одновременно, согласно ст. ст. 171 и 172 НК РФ налогоплательщик НДС имеет право уменьшить общую сумму налога на суммы налога, предъявленные ему и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг). Право налогоплательщика (в том числе и управляющей организации, оплачивающей подрядные работы за счет бюджетных средств) на налоговый вычет не ставится в зависимость от источника поступления денежных средств, направляемых на оплату приобретенных товаров (работ, услуг).

Поскольку указанные бюджетные средства выделяются управляющим компаниям не на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), а по иному основанию (несмотря на то, что в большинстве случаев средства Фонда направляются именно на оплату работ подрядных организаций), требование о восстановлении НДС, сформулированное в пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ, на них в данном случае не распространяется.

М. О.Денисова

Консалтинговая группа "Аюдар"

02.11.2011