Какими документами в настоящее время должны быть подтверждены для целей налога на прибыль расходы на доставку товаров при заключении договора перевозки грузов в случае привлечения стороннего перевозчика либо путем осуществления перевозки собственными силами?

Ответ:

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ

ПО Г. МОСКВЕ

ПИСЬМО

от 1 ноября 2011 г. N 16-15/105706@

Согласно п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ в целях налогообложения прибыли учитываются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

Согласно ст. 313 Налогового кодекса РФ налогоплательщики определяют налоговую базу для исчисления налога на прибыль по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основании данных налогового учета.

При этом налоговый учет представляет собой систему обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основании данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом РФ.

Статьей 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" определено, что все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется учет, обеспечивающий формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении.

Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, перечисленные в ст. 9 Закона N 129-ФЗ.

Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272, вступившим в силу с 25 июля 2011 г., утверждены Правила перевозок грузов автомобильным транспортом (далее - Правила), которыми установлено, что перевозка груза осуществляется на основании договора перевозки груза, который может заключаться посредством принятия перевозчиком к исполнению заказа, а при наличии договора об организации перевозки груза - заявки грузоотправителя, за исключением случаев, указанных в п. 13 Правил.

Заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной, составленной грузоотправителем (если иное не предусмотрено договором перевозки груза) по форме согласно Приложению N 4. Такие правила установлены в п. 6 Правил.

При этом в утвержденной Правилами форме транспортной накладной содержатся все необходимые сведения о перевозчике, грузоотправителе, грузополучателе, условиях перевозки груза, а также данные, подтверждающие факт транспортировки груза и затраты на такую перевозку.

Одновременно с Правилами в данный момент продолжают действовать Общие правила перевозки грузов автомобильным транспортом, утвержденные Минавтотрансом РСФСР 30.07.1971, в соответствии с которыми основным документом, предназначенным для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом, является товарно-транспортная накладная.

При этом унифицированная форма товарно-транспортной накладной (форма N 1-Т) утверждена Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78, согласно которому товарно-транспортная накладная (форма N 1-Т) является основным перевозочным документом.

Товарно-транспортная накладная состоит из двух разделов: товарного, определяющего взаимоотношения грузоотправителей и грузополучателей и служащего для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей, и транспортного, определяющего взаимоотношения заказчиков автотранспорта с организациями - владельцами автотранспорта, выполнившими перевозку грузов, и служащего для учета транспортной работы и расчетов грузоотправителей или грузополучателей с организациями - владельцами автотранспорта за оказанные им услуги по перевозке грузов.

Следовательно, по своей сути транспортная накладная, утвержденная Постановлением N 272, представляет собой транспортный раздел товарно-транспортной накладной и предназначена именно для нужд перевозки.

Между тем, учитывая, что Приказ Минавтотранса РСФСР от 30.07.1971 и Постановление Госкомстата России от 28.11.1997 N 78 до настоящего времени в части формы N 1-Т не отменены, использование транспортной накладной не исключает также и применение накладной по форме N 1-Т.

Таким образом, в случае перевозки товаров посредством привлечения сторонней организации возникают гражданско-правовые отношения по оказанию услуг по перевозке, связанные с необходимостью согласования в соответствующем договоре условий и стоимости перевозки груза, а также места и даты доставки груза.

В данном случае затраты налогоплательщика на перевозку груза автомобильным транспортом и факт его транспортировки могут быть подтверждены как транспортной накладной, так и накладной по форме N 1-Т.

Если договор перевозки не заключается и соответственно услуги по перевозке не оказываются сторонней организацией, то в этом случае транспортная накладная не оформляется, а затраты на перевозку груза и факт его транспортировки подтверждаются путевым листом на транспортное средство.

Заместитель

руководителя Управления

советник государственной

гражданской службы РФ

2 класса

Н. В.МИХАЙЛОВА

01.11.2011