В каком порядке подлежат учету расходы на рекламу в целях налога на прибыль у оптового продавца - импортера, если по условиям договора поставки с иностранным поставщиком предусмотрено, что совокупные расходы на рекламу, понесенные поставщиком и оптовым продавцом, должны составлять не менее 8% объема закупаемого товара и равномерно распределяться между сторонами?
Ответ:
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 1 ноября 2011 г. N 16-15/105692@
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Подпунктом 28 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, отнесены расходы налогоплательщика на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений п. 4 названной статьи НК РФ.
Так, согласно п. 4 ст. 264 НК РФ к расходам организации на рекламу в целях налогообложения прибыли относятся:
- расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;
- расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
- расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания, и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.
При этом расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, не указанные в абз. 2 - 4 п. 4 ст. 264 Налогового кодекса РФ, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.
Таким образом, Налоговым кодексом РФ предусмотрено нормирование расходов на рекламу, не относящуюся к рекламе через средства массовой информации, световой и иной наружной рекламе, а также расходов на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания, и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.
Кроме того, по общему правилу в соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ в целях налогообложения прибыли налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).
При этом расходами для целей исчисления налога на прибыль признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).
Расходами признаются любые затраты налогоплательщика при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Таким образом, расходы на рекламу могут быть учтены налогоплательщиком - оптовым продавцом в целях налогообложения прибыли при условии их документального подтверждения и связи с деятельностью, направленной на получение доходов, с учетом ограничений, установленных п. 4 ст. 264 Налогового кодекса РФ, а также положений ст. ст. 272 и 273 НК РФ.
Соответственно, расходы на рекламу, понесенные организацией, являющейся оптовым продавцом, могут быть учтены ею в целях налогообложения прибыли при соблюдении изложенных выше ограничений.
При этом в случае если часть расходов компенсируется организации - оптовому продавцу иностранным поставщиком, то такая компенсация в соответствии с абз. 1 ст. 250 Налогового кодекса РФ должна отражаться им в составе внереализационных доходов.
В случае если организация, являющаяся оптовым продавцом, компенсирует иностранному поставщику часть понесенных этим иностранным поставщиком расходов на рекламу, то такие расходы не могут быть учтены организацией - оптовым продавцом в расходах на рекламу для целей налогообложения прибыли в связи с тем, что такие расходы не относятся к расходам налогоплательщика, как это предусмотрено пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ.
Заместитель
руководителя Управления
советник государственной
гражданской службы РФ
2 класса
Н. В.МИХАЙЛОВА
01.11.2011