На складе у индивидуального предпринимателя произошел пожар, сгорели кассовый аппарат и документы к нему. Есть справка от пожарной службы. Как снять кассовый аппарат с налогового учета? Какие нужны документы?

Ответ: Если у индивидуального предпринимателя на складе произошел пожар (подтверждается справкой от пожарной службы), сгорели кассовый аппарат и документы к нему, то считаем, что в данном случае предпринимателю достаточно отразить в заявлении, написанном в произвольной форме, причину снятия с регистрации ККТ, а также отсутствия паспорта и карточки ККТ, приложив имеющуюся справку противопожарной службы, подтверждающую факт пожара.

Обоснование: Порядок регистрации, перерегистрации и снятия с регистрации контрольно-кассовой техники регулируется Положением о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 N 470 (далее - Положение), а также Административным регламентом исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по регистрации в установленном порядке контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 10.03.2009 N 19н (далее - Административный регламент).

Согласно п. 16 Положения и п. 28 Административного регламента снятие с регистрации контрольно-кассовой техники осуществляется при представлении в налоговый орган следующих документов:

- заявления о снятии с регистрации контрольно-кассовой техники;

- паспорта контрольно-кассовой техники, подлежащей снятию с регистрации;

- карточки регистрации контрольно-кассовой техники.

Основанием для начала административных действий по снятию с регистрации ККТ является поступление в структурное подразделение, ответственное за исполнение государственной функции, заявления о снятии с регистрации ККТ, представленное пользователем (уполномоченным лицом) в территориальный налоговый орган с необходимыми документами (п. 46 Административного регламента).

Таким образом, указанными выше нормативными положениями установлены заявительный порядок снятия с регистрации ККТ и соответствующая обязанность налогового органа, которая должна быть исполнена в течение 5 рабочих дней с момента представления заявления.

В связи с этим считаем, что в данном случае предпринимателю достаточно отразить в заявлении, написанном в произвольной форме, причину снятия с регистрации ККТ, а также отсутствия паспорта и карточки ККТ, приложив имеющуюся справку противопожарной службы, подтверждающую факт пожара.

Аналогичный порядок действий был прописан в п. 4.10 Порядка регистрации, перерегистрации и снятия с учета контрольно-кассовой техники в налоговых органах г. Москвы, утвержденного Приказом УМНС России по г. Москве от 29.06.2004 N 189 (утратил силу в связи с изданием Приказа УФНС России по г. Москве от 19.01.2010 N 12 "Об отмене Приказа Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Москве от 29.06.2004 N 189").

О. Б.Смирнова

Консультационно-аналитический центр

по бухгалтерскому учету

и налогообложению

01.11.2011