О разъяснении земельного законодательства в части изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами, а также порядка установления арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 28 октября 2011 г. N 23974-ИМ/Д23

Минэкономразвития России рассмотрело обращение по вопросу разъяснения земельного законодательства в части изъятия земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами, а также порядка установления арендной платы за использование земельных участков и сообщает следующее.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 222-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" и статью 8.2 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков осуществляется на основании решений об их изъятии по ходатайствам пользователей недр.

Порядок подготовки, рассмотрения ходатайств и принятия решений об изъятии земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами, устанавливается Правительством Российской Федерации.

В настоящее время порядок принятия решений об изъятии земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами, Правительством Российской Федерации не установлен.

В соответствии с п. 4 ст. 22 Земельного кодекса РФ Постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об Основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" устанавливает общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В соответствии с указанным Постановлением Правительства Российской Федерации одним из основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, является принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования.

Порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, согласно п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Исходя из вышесказанного установление размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории области относится к полномочиям органов государственной власти области. При этом должен быть соблюден основной принцип определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности: принцип экономической обоснованности.

Вместе с тем обращаем внимание, что на рассмотрении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации находятся следующие проекты федеральных законов, касающиеся интересующих Вас вопросов:

1) проект федерального закона N 304493-5 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд", внесенный депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. В целом указанный законопроект призван восполнить пробелы и установить более простой и четкий порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд, одновременно повышая уровень и качество гарантий лицам, чьи права подлежат прекращению в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд;

2) проект федерального закона N 432575-4 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Градостроительного кодекса Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, принятый в первом чтении 29 июня 2007 г. Правительство Российской Федерации подготовило поправки к указанному законопроекту, в том числе к ст. 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации ("Размер арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности"). Согласно проекту п. 3 ст. 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе установить порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, и предназначенные для размещения объектов, связанных с пользованием недрами, предоставленными по федеральным лицензиям.

И. Е.МАНЫЛОВ

28.10.2011