О государственной регистрации права собственности некоммерческих организаций на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования "для дачного строительства"; о виде разрешенного использования земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, предоставленного садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению, из которого будут образованы другие земельные участки; о возможности оспаривания государственной регистрации юридическим лицом земельного участка с видом разрешенного использования "для дачного строительства", а также предоставления юридическому лицу земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 28 октября 2011 г. N ОГ-Д23-1863

Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу оформления права некоммерческого партнерства на земельный участок, относящийся к имуществу общего пользования, и в пределах компетенции сообщает.

1. По вопросу государственной регистрации права собственности коммерческих или некоммерческих организаций на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования "для дачного строительства" сообщаем.

В соответствии с п. 1 ст. 25 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация может иметь в собственности или в оперативном управлении здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги и иное имущество. Некоммерческая организация может иметь земельные участки в собственности или на ином праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Вместе с тем законодательством определены порядок предоставления земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства и лица, которым могут быть предоставлены земельные участки для указанных целей, перечень которых является закрытым: граждане и их некоммерческие объединения, созданные в целях ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (ст. 81 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 28 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон N 66-ФЗ)).

В случае если земельный участок предоставлен для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства в установленном порядке некоммерческому объединению либо гражданину по нормам, предусмотренным законодательством субъектов Российской Федерации (ст. 33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ)), и впоследствии был приобретен по договору купли-продажи юридическим лицом, не имеющим цели ведения соответствующей деятельности, такое лицо должно изменить свою организационно-правовую форму и цели создания либо изменить вид разрешенного использования земельного участка.

Государственная регистрация прав собственности на земельный участок осуществляется на основании правоустанавливающих документов в управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

Необходимо отметить, что к компетенции федерального органа в области государственной регистрации при проведении им государственной регистрации прав и органов по государственной регистрации относятся в том числе проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти и проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав (п. 3 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").

2. По вопросу вида разрешенного использования земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, подлежащего государственной регистрации, предоставленного садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению.

В соответствии с Законом N 66-ФЗ земли общего пользования предоставляются в составе земельного участка для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства с последующим определением земельного участка каждого из членов некоммерческого объединения и земельного участка для размещения имущества общего пользования (п. 4 ст. 13, п. 4 ст. 14 и п. 2 ст. 32 Закона N 66-ФЗ).

Таким образом, первоначально земельный участок имеет один вид разрешенного использования - для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.

После утверждения проекта организации и застройки территории земельный участок подлежит разделу в соответствии с п. 4 ст. 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения, а образованные земельные участки предоставляются в собственность членов такого объединения (п. 4 ст. 14 Закона N 66-ФЗ).

Согласно п. 3 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки (п. 4 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации).

3. По вопросу законности государственной регистрации юридическим лицом земельного участка с видом разрешенного использования "для дачного строительства".

В случае если право собственности на земельные участки зарегистрировано за юридическим лицом, не имеющим права в силу закона владеть такими участками, при этом нарушаются Ваши права и законные интересы, Вы вправе оспорить данную регистрацию в судебном порядке.

Кроме того, ответственность за нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей предусмотрена ст. 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

4. По вопросу изъятия у юридического лица и предоставления земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, в собственность садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.

В случае если земельный участок имущества общего пользования был предоставлен некоммерческому объединению в составе единого земельного участка, особенности его предоставления в собственность садоводам, огородникам, дачникам предусмотрены ст. 28 Закона N 66-ФЗ.

В случае нарушения законодательства Российской Федерации лицо, считающее, что таким образом были нарушены его права и законные интересы, вправе подать заявление в прокуратуру (что не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд) (п. 1 ст. 10 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации").

Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 64 Земельного кодекса Российской Федерации земельные споры рассматриваются в судебном порядке.

Заместитель директора

Департамента недвижимости

М. В.БОЧАРОВ

28.10.2011