Работница А. с 02.04.2013 была уволена в связи с сокращением штата работников организации (п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ). На следующий день после увольнения в целях поиска работы А. обратилась в государственное учреждение службы занятости населения (далее - ГУСЗН). Справка о средней заработной плате была изготовлена работодателем и получена А. 23.04.2013, в тот же день справка представлена А. в ГУСЗН, которое 30.04.2013 приняло решение о постановке А. на учет в качестве безработной. За А. был сохранен средний заработок в течение двух месяцев со дня увольнения. На обращение А. о вынесении решения о сохранении среднего заработка в течение третьего месяца со дня увольнения в порядке, предусмотренном ч. 2 ст. 178 ТК РФ, руководитель ГУСЗН ответил отказом в связи с ненадлежащим обращением работника в орган занятости, поскольку А. представила справку о средней заработной плате не в день обращения в ГУСЗН, а спустя 20 дней с момента обращения в ГУСЗН. Бывший работодатель готов сохранить за А. средний заработок в течение третьего месяца со дня увольнения при наличии положительного решения ГУСЗН. Правомерны ли действия ГУСЗН?

Ответ: По нашему мнению, отказ государственного учреждения службы занятости населения (далее - ГУСЗН) в сохранении среднего заработка в течение третьего месяца со дня увольнения в порядке, предусмотренном ч. 2 ст. 178 Трудового кодекса РФ, в связи с тем, что А. представила справку о средней заработной плате не в день обращения в ГУСЗН, а спустя 20 дней с момента обращения, неправомерен.

Обоснование: Согласно ч. 1 ст. 178 ТК РФ при расторжении трудового договора в связи с сокращением численности или штата работников организации (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен (ч. 2 ст. 178 ТК РФ).

Согласно п. п. 3 и 4 Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.09.2012 N 891, постановка на регистрационный учет граждан в целях поиска подходящей работы осуществляется ГУСЗН при предъявлении гражданами паспорта гражданина Российской Федерации или документа, его заменяющего (для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальной программы реабилитации инвалида, выданной в установленном порядке и содержащей заключение о рекомендуемом характере и об условиях труда). При постановке на регистрационный учет граждане могут в том числе предъявить справку о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы.

Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации, - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации (п. 2 ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации").

В соответствии с указанными нормами А. представила в ГУСЗН справку о средней заработной плате.

В Определении Свердловского областного суда от 06.01.2013 по делу N 33-1010/2013 отражено, что ч. 2 ст. 178 ТК РФ не содержит понятий о надлежащем или ненадлежащем обращении работника в орган службы занятости; для сохранения за уволенным работником среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения требуются лишь наличие самого факта обращения в орган службы занятости и отсутствие трудоустройства.

Исходя из правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 29.11.2012 N 2214-О, орган службы занятости населения при решении вопроса о сохранении за уволенным работником среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения должен не только устанавливать наличие формальных условий возникновения у такого лица права на получение соответствующей выплаты - своевременного (в двухнедельный срок после увольнения) обращения в орган службы занятости и отсутствия его трудоустройства в течение трех месяцев, но и учитывать иные имеющие значение для решения этого вопроса обстоятельства. Таким образом, это законоположение не предполагает предоставление органу службы занятости населения при решении им вопроса о сохранении за работником, уволенным в связи с сокращением численности или штата работников организации, среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения права действовать произвольно, признавая или не признавая соответствующий случай в качестве исключительного. Решение же органа службы занятости населения о сохранении за уволенным работником среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения может быть обжаловано в судебном порядке.

Принимая во внимание своевременное обращение А. в орган службы занятости, регистрацию А. в качестве безработной и ее нетрудоустройство в течение трех месяцев со дня увольнения, готовность бывшего работодателя сохранить за А. средний месячный заработок в течение третьего месяца со дня увольнения при наличии положительного решения ГУСЗН, следует констатировать наличие совокупности условий, позволяющих признать ситуацию, сложившуюся с А., исключительной и дающей основания для принятия в отношении ее решения о сохранении среднего заработка в течение третьего месяца после ее увольнения.

Таким образом, по нашему мнению, отказ ГУСЗН в сохранении среднего заработка в течение третьего месяца со дня увольнения в порядке, предусмотренном ч. 2 ст. 178 ТК РФ, в связи с тем, что А. представила справку о средней заработной плате не в день обращения в ГУСЗН, а спустя 20 дней с момента обращения, неправомерен.

О. И.Широкова

Консультационно-аналитический центр

по бухгалтерскому учету

и налогообложению

21.03.2014