Организация A, осуществляющая деятельность по производству и распространению экологически чистых продуктов питания, обладает товарным знаком, зарегистрированным в установленном порядке и состоящим из графического элемента и текста. Организация B, осуществляющая деятельность по очистке жилых помещений, использует товарный знак, содержащий графический знак, по цвету и форме аналогичный графическому элементу организации A, однако с другим текстом. Также организацией B использован шрифт текста в товарном знаке, внешне схожий с шрифтом текста в товарном знаке организации A

Подлежит ли организация B привлечению к административной ответственности по ст. 14.10 КоАП РФ?

Ответ: По нашему мнению, организация B, осуществляющая деятельность по очистке жилых помещений, использующая товарный знак, содержащий графический знак, по цвету и форме аналогичный графическому элементу организации A, осуществляющей деятельность по производству и распространению экологически чистых продуктов питания, не подлежит привлечению к административной ответственности в соответствии со ст. 14.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Обоснование: В соответствии со ст. 14.10 КоАП РФ незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей с конфискацией предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара.

В соответствии с п. 1 ст. 1474 Гражданского кодекса РФ юридическому лицу принадлежит исключительное право использования своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом (исключительное право на фирменное наименование), в том числе путем его указания на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках.

Сокращенные фирменные наименования, а также фирменные наименования на языках народов Российской Федерации и иностранных языках защищаются исключительным правом на фирменное наименование при условии их включения в единый государственный реестр юридических лиц.

Исходя из п. 1 ст. 1477 ГК РФ на товарный знак, то есть на обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак (ст. 1481).

Согласно п. 1 ст. 1482 ГК РФ в качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации.

Таким образом, в ГК РФ установлены положения, дающие определение понятию товарного знака, а также положения об исключительных правах на интеллектуальную собственность. Также в ГК РФ установлены виды товарных знаков, которыми могут являться словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации. Следовательно, товарный знак организации A следует считать единым товарным знаком, представляющим собой комплексный, составной товарный знак, состоящий из изобразительного и словесного образов. Согласно смыслу вышеприведенных норм как составные части, так и сам товарный знак подлежит охране.

В ГК РФ не содержится норм, устанавливающих требования к товарным знакам, кроме тех, что установлены в ст. 1483 ГК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 1483 ГК РФ не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью или состоящих только из элементов:

1) вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида;

2) являющихся общепринятыми символами и терминами;

3) характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место и способ их производства или сбыта;

4) представляющих собой форму товаров, которая определяется исключительно или главным образом свойством либо назначением товаров.

Указанные элементы могут быть включены в товарный знак как неохраняемые элементы, если они не занимают в нем доминирующего положения.

Положения п. 1 ст. 1483 ГК РФ не применяются в отношении обозначений, которые приобрели различительную способность в результате их использования.

Исходя из п. 6 ст. 1483 ГК РФ не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с:

1) товарными знаками других лиц, заявленными на регистрацию (ст. 1492) в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет, если заявка на государственную регистрацию товарного знака не отозвана или не признана отозванной;

2) товарными знаками других лиц, охраняемыми в Российской Федерации, в том числе в соответствии с международным договором Российской Федерации, в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет;

3) товарными знаками других лиц, признанными в установленном ГК РФ порядке общеизвестными в Российской Федерации товарными знаками, в отношении однородных товаров.

Регистрация в качестве товарного знака в отношении однородных товаров обозначения, сходного до степени смешения с каким-либо из товарных знаков, указанных в настоящем пункте, допускается только с согласия правообладателя.

Таким образом, положениями ГК РФ установлены требования к товарным знакам. Среди прочих требований установлено, что товарные знаки не могут быть признаны надлежащими, если они тождественные или сходные до степени смешения с товарными знаками других лиц, зарегистрированными ранее, в отношении однородных товаров.

В указанном случае организации осуществляют разные виды деятельности (производство и распространение экологически чистых продуктов питания и очистка жилых помещений), а значит, товары, реализуемые хозяйствующими субъектами, не могут быть признаны однородными, следовательно, действия организации B, по нашему мнению, правомерны в части использования графического изображения, являющегося составной частью зарегистрированного товарного знака организации A.

Таким образом, организация B не подлежит привлечению к административной ответственности в соответствии со ст. 14.10 КоАП РФ.

В. В.Половинка

Минфин России

27.10.2011