О переходных положениях компенсирующего характера, предусмотренных нормами Федеральных законов от 24.07.2009 N 212-ФЗ и от 24.07.2009 N 213-ФЗ для плательщиков страховых взносов, а также о проекте федерального закона, направленного на снижение максимального тарифа страховых взносов в государственные внебюджетные фонды; о проекте федерального закона, направленного на совершенствование УСН на основе патента и поэтапную отмену ЕНВД; о государственном регулировании тарифов на электроэнергию

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 27 октября 2011 г. N Д05-1846

Департамент развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития России рассмотрел коллективное обращение индивидуальных предпринимателей по проблемам малого и среднего предпринимательства и сообщает.

1. О снижении для малого и среднего предпринимательства совокупной ставки страховых взносов, уплачиваемых в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации

Отмена с 1 января 2010 г. единого социального налога и введение страховых взносов в государственные внебюджетные фонды подразумевают переход от налогового к страховому принципу формирования доходов пенсионной системы и системы социального и медицинского страхования.

За счет бюджетов Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации и фондов обязательного медицинского страхования, основным источником формирования которых являются доходы от сбора страховых взносов в указанные государственные внебюджетные фонды, осуществляется финансирование выплат пенсий, пособий и медицинской помощи.

В соответствии с Федеральными законами от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) и N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" предусматривается переход к страховым принципам формирования системы обязательного социального страхования, в том числе установление единого для всех страхователей (работодателей) тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 26% от выплат работникам при увеличении совокупного тарифа взносов на все виды обязательного социального страхования до 34%. Одновременно с этим устанавливается определенный уровень страховых гарантий застрахованным лицам, обеспечиваемый за счет поступлений страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов.

В связи с повышением нагрузки на плательщиков страховых взносов указанными Федеральными законами предусмотрен ряд переходных положений компенсирующего характера.

В переходный период 2011 - 2014 гг. для отдельных категорий налогоплательщиков (сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов, резидентов технико-внедренческих зон и др.) предусмотрены пониженные тарифы страховых взносов.

Также сохранены действующий в настоящее время механизм учета страховых взносов в составе расходов и механизм вычета сумм страховых взносов из сумм налогов, уплачиваемых по специальным налоговым режимам.

Таким образом, субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляющие соответствующие виды деятельности, смогут воспользоваться предлагаемыми льготами.

При этом предусмотрено, что выпадающие доходы государственных внебюджетных фондов компенсируются за счет трансфертов из федерального бюджета.

Также сообщаем, что органы контроля за уплатой страховых взносов имеют право предоставлять плательщикам страховых взносов отсрочки (рассрочки) погашения сумм задолженности по страховым взносам в порядке и случаях, которые предусмотрены федеральным законом.

В рамках реализации Бюджетного послания Президента Российской Федерации от 29.06.2011 "О бюджетной политике в 2012 - 2014 годах" необходимо отметить, что в настоящее время в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации принят проект федерального закона N 607164-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды" (далее - проект).

Проектом федерального закона на 2012 - 2013 гг. предлагается:

- снизить максимальный тариф страховых взносов в государственные внебюджетные фонды для основной массы плательщиков с 34 до 30 процентов и установить тариф страховых взносов с сумм превышения предельной величины базы для начисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 10 процентов;

- снизить максимальный тариф страховых взносов в государственные внебюджетные фонды до 20 процентов для плательщиков - субъектов малого предпринимательства в производственной и социальной сферах, применяющих специальный режим налогообложения в виде упрощенной системы налогообложения; для некоммерческих организаций, зарегистрированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, применяющих упрощенную систему налогообложения и осуществляющих в соответствии с учредительными документами деятельность в области социального обслуживания населения; для благотворительных организаций, зарегистрированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке и применяющих упрощенную систему налогообложения.

Для получения более подробной информации Вы можете обратиться в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, являющееся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, включая уплату страховых взносов (127994, г. Москва, Рахмановский пер., д. 3).

2. По вопросу налогообложения малого и среднего предпринимательства

В первом чтении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации принят проект федерального закона N 499566-5 "О внесении изменений в статью 18 части первой, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - законопроект), направленный на совершенствование упрощенной системы налогообложения на основе патента.

Основные положения законопроекта состоят в следующем.

Упрощенную систему налогообложения индивидуальных предпринимателей на основе патента предлагается выделить в отдельную главу "Патентная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

Патентная система налогообложения вводится в соответствии с Кодексом законами субъектов Российской Федерации.

Законами субъектов Российской Федерации также устанавливаются размеры потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по видам предпринимательской деятельности, переводимым на патентную систему налогообложения, в пределах минимального (100 тыс. руб.) и максимального их размеров (500 тыс. руб.). Предусмотрена ежегодная индексация ограничений на коэффициент-дефлятор.

Переход на патентную систему налогообложения осуществляется индивидуальными предпринимателями добровольно.

Патент действует на территории одного субъекта Российской Федерации.

Патент выдается по выбору индивидуального предпринимателя на период от одного до 12 месяцев в пределах календарного года.

Налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов.

Налогоплательщиками могут являться индивидуальные предприниматели с числом занятых не более 10 человек, с годовым оборотом до 60 млн руб.

Налогоплательщики патентной системы налогообложения освобождены от представления налоговой декларации в налоговые органы. При этом они обязаны вести учет доходов от реализации в книге учета доходов, которая представляется в налоговые органы при уплате оставшейся стоимости патента.

Законопроектом устанавливается, что индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками патентной системы налогообложения, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа), подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).

Минэкономразвития России подготовлены предложения о наделении налогоплательщика правом самостоятельно выбрать вид специального налогового режима в отношении данного вида деятельности, в случае если в отношении указанного вида деятельности допускается применение упрощенной системы налогообложения, налогообложения на основе патента и налогообложения на основе единого налога на вмененный доход.

Таким образом, на начальных этапах будет осуществлен переход от конкуренции налоговых режимов (ЕНВД и УСН на основе патента) к их дублированию, а в дальнейшем к полной отмене ЕНВД.

Данные изменения предоставляют налогоплательщикам возможность постепенного перехода с системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности на упрощенную систему налогообложения или патент.

На наш взгляд, подобная поэтапная отмена ЕНВД позволит осуществить наиболее плавный переход налогоплательщиков с одной налоговой системы на другую.

В настоящее время ведется подготовка законопроекта ко второму чтению в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, во время которого будут рассмотрены и поставленные в письме вопросы.

В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налоговой деятельности, является Министерство финансов Российской Федерации (109097, г. Москва, ул. Ильинка, 9).

Также сообщаем, что в условиях рыночной экономики государство не может объявить запрет на повышение тарифов жилищно-коммунального комплекса, так как любое необоснованное ограничение цен, тарифов естественных монополий ведет к нарушению нормальной хозяйственной деятельности организации. Сдерживание или замораживание тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса не является эффективной мерой, поскольку в будущем отмена данного запрета приводит к более высокому росту тарифов на товары и услуги для данной организации и, соответственно, росту тарифов для населения.

Основными факторами роста цен и тарифов на электроэнергию в 2010 - 2012 гг. являются рост затрат на топливо и либерализация рынка электрической энергии.

Директор Департамента развития

малого и среднего предпринимательства

Н. И.ЛАРИОНОВА

27.10.2011