О совершенствовании применения УСН, УСН на основе патента, а также о поэтапной отмене системы налогообложения в виде ЕНВД, предусмотренной Основными направлениями налоговой политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов; о целесообразности введения дифференцированных ставок при применении УСН с объектом налогообложения "доходы минус расходы" на уровне субъектов РФ в зависимости от категорий налогоплательщиков; о снижении ставки при применении УСН с объектом налогообложения "доходы"

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 27 октября 2011 г. N ОГ-Д05-1848

Департамент развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития России (далее - Департамент) рассмотрел обращение по вопросу специальных налоговых режимов и в рамках своей компетенции сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в отнесенных к его ведению сферах деятельности.

Вместе с тем согласно Положению Минэкономразвития России не уполномочено осуществлять официальное толкование нормативных правовых актов.

Основными направлениями налоговой политики Российской Федерации на 2011 г. и на плановый период 2012 и 2013 гг. предусмотрено реформирование специальных налоговых режимов, при этом основной задачей реформы является поэтапная ликвидация специального налогового режима в виде налога на вмененный доход с одновременным расширением сферы применения упрощенной системы налогообложения на основе патента.

Целью реформы являются налоговое стимулирование развития малого предпринимательства на основе совершенствования упрощенной системы налогообложения индивидуальных предпринимателей на основе патента, а также системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного налога), упрощенной системы налогообложения и системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и устранение внутренних противоречий в указанных налоговых режимах исходя из практики их применения.

В настоящий момент в первом чтении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации принят проект федерального закона N 499566-5 "О внесении изменений в статью 18 части первой, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - законопроект), направленный на совершенствование упрощенной системы налогообложения на основе патента.

Минэкономразвития России подготовлены предложения о наделении налогоплательщика правом самостоятельно выбрать вид специального налогового режима в отношении данного вида деятельности в случае, если в отношении указанного вида деятельности допускается применение упрощенной системы налогообложения, налогообложения на основе патента и налогообложения на основе единого налога на вмененный доход.

Необходимо отметить, что с 1 января 2012 г. для плательщиков ЕНВД, осуществляющих розничную торговую деятельность и оказывающих услуги общественного питания, сокращается допустимая предельная штатная численность сотрудников со 100 до 50 человек, с 1 января 2013 г. запрещается применять ЕНВД при осуществлении розничной торговли и оказании услуг общественного питания, а с 1 января 2014 г. система ЕНВД отменяется полностью.

Законопроектом предлагается с 1 января 2012 г. выделить систему налогообложения на основе патента как самостоятельный специальный налоговый режим, где определены 47 видов деятельности, по которым предусматривается введение патента, при этом субъект Российской Федерации устанавливает самостоятельно для каждого вида деятельности размер потенциально возможного дохода, являющегося налоговой базой.

Данные изменения предоставляют налогоплательщикам возможность постепенного перехода с системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности на упрощенную систему налогообложения или патент.

В отношении применения ЕНВД индивидуальным предпринимателям, осуществляющим предпринимательскую деятельность по розничной реализации лекарственных средств через аптеки, в соответствии с законопроектом с 1 января 2013 г. запрещается применять ЕНВД.

Ко второму чтению в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации законопроекта подготовлен проект поправок, включающий следующие изменения:

- расширение среднесписочной численности работников налогоплательщика, применяющего патентную систему налогообложения, до 15 человек;

- включение положения, в соответствии с которым налогоплательщик вправе самостоятельно выбрать вид специального налогового режима в отношении данного вида деятельности в случае, если в отношении вида деятельности допускается применение упрощенной системы налогообложения, системы налогообложения на основе патента и системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

- включение положения о том, что индивидуальные предприниматели вправе в 2011 г. подавать в налоговые органы по месту осуществления предпринимательской деятельности в субъекте Российской Федерации, в котором принят закон о введении с 1 января 2012 г. патентной системы налогообложения, заявления о переходе с 1 января 2012 г. на патентную систему налогообложения в порядке, установленном ст. 346.45 НК РФ;

- годовой оборот для плательщиков упрощенной системы налогообложения увеличить с 60 до 100 млн руб.

Дополнительно сообщаем, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации" Министерство финансов Российской Федерации осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности.

Для получения более подробной информации по специальным налоговым режимам Вы можете обратиться в Министерство финансов Российской Федерации по адресу: 109097, г. Москва, ул. Ильинка, д. 9, тел. (495) 987-91-01.

Дополнительно сообщаем, что п. 26 ст. 2 Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ "О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" ст. 346.20 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) дополнена п. 2, предусматривающим, что законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков.

В свою очередь, категории налогоплательщиков, на которые распространяются дифференцированные ставки, в соответствии с п. 2 ст. 346.20 Кодекса, также устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. Необходимо отметить, что в соответствии с Кодексом не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

Субъект может выделить категории налогоплательщиков исходя из своих социально-экономических условий. Например, создание рабочих мест для молодежи, развитие определенного вида деятельности, поддержка трудоустройства инвалидов и другие.

Кроме того, установление дифференцированных ставок стимулирует налогоплательщиков, а также существенно снижает налоговое бремя.

Исходя из изложенного считаем целесообразным введение дифференцированных ставок при применении упрощенной системы налогообложения на уровне субъектов Российской Федерации в зависимости от категорий налогоплательщиков.

Если орган власти субъекта не установил пониженную ставку налога при применении упрощенной системы налогообложения для отдельных категорий налогоплательщиков, следует обратиться непосредственно к органам региональной власти.

Кроме того, в соответствии со ст. 346.14 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик вправе самостоятельно выбирать объект налогообложения "доходы" или "доходы, уменьшенные на величину расходов". При объекте налогообложения "доходы" налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов.

В отношении снижения ставки при объекте налогообложения "доход" как одного из инструментов совершенствования налогообложения малого и среднего предпринимательства вопрос должен рассматриваться во взаимосвязи с решениями по механизму снижения тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование и реформированием специальных налоговых режимов.

Директор Департамента развития

малого и среднего предпринимательства

Н. И.ЛАРИОНОВА

27.10.2011