В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.06.2005 N 357 и Постановлением Правительства РФ от 01.08.2011 N 640 ОАО является получателем поступлений из федерального бюджета в форме субсидий с целью возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам, утвержденных вышеуказанными Постановлениями Правительства РФ

Субсидии, полученные ОАО из федерального бюджета, носят целевой характер. Порядок налогообложения поступивших целевых средств поименован в ст. 251 НК РФ в двух группах доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль:

1) имущество, полученное налогоплательщиком в рамках целевого финансирования (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ);

2) целевые поступления (п. 2 ст. 251 НК РФ).

По мнению ОАО, целевые средства, направляемые из федерального бюджета Правительством РФ на поддержку организаций - российских производителей, не должны облагаться налогом на прибыль и повторно изыматься в федеральный бюджет и в бюджеты субъектов, а должны быть направлены на развитие организаций в соответствии с их экономическим смыслом.

Правомерна ли позиция ОАО?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 27 октября 2011 г. N 03-03-06/1/694

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу налогообложения по налогу на прибыль поступлений из федерального бюджета в форме субсидий и сообщает следующее.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.06.2005 N 357 утверждены Правила возмещения из федерального бюджета российским экспортерам промышленной продукции части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и в государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)".

Правила устанавливают порядок возмещения из федерального бюджета российским экспортерам промышленной продукции части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях.

В соответствии со ст. 247 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью для российских организаций в целях гл. 25 Кодекса признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с гл. 25 Кодекса.

На основании ст. 248 Кодекса к доходам относятся доходы от реализации, которыми признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав и внереализационные доходы.

В ст. 250 Кодекса установлен перечень внереализационных доходов, которые учитываются для целей налогообложения прибыли организаций. Перечень таких доходов является открытым.

Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, поименованы в ст. 251 Кодекса, их перечень является исчерпывающим и не предусматривает доходы в виде субсидий, выделенных коммерческим организациям.

Порядок предоставления средств из бюджета установлен Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - БК РФ).

Согласно ст. 6 БК РФ получателем бюджетных средств (получателем средств соответствующего бюджета) является орган государственной власти, орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено БК РФ.

Коммерческие организации в данном перечне не поименованы, следовательно, они не могу быть получателями бюджетных средств.

В соответствии с п. 1 ст. 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) предоставляются в том числе на возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, то есть в рамках осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Таким образом, полученные коммерческими организациями средства в виде субсидий, выделяемых организациям на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, подлежат учету при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль в составе внереализационных доходов. При этом в силу того обстоятельства, что затраты, на возмещение которых предоставлены субсидии, учитываются налогоплательщиками в составе расходов, такой порядок не приводит к дополнительному налогообложению получаемых субсидий.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С. В.РАЗГУЛИН

27.10.2011