Организация продает товары по каталогам, рассылаемым потенциальным покупателям по почте. В каталогах указываются наименование и цена товара, а также в них есть описание основных характеристик и целевого назначения товаров. При проведении налоговой проверки ИФНС России сделала вывод, что рассылка каталогов является безвозмездной реализацией товаров, и начислила организации НДС. Правомерна ли позиция ИФНС России?

Ответ: Позиция ИФНС России, заключающаяся в том, что рассылка каталогов является безвозмездной реализацией товаров, в связи с чем должен быть начислен НДС, неправомерна, поскольку каталог является средством ознакомления потенциального покупателя с товаром и предложением сделать покупки на условиях, указанных в каталоге, а не товаром. Однако, учитывая позицию контролирующих органов по данному вопросу, такую позицию налогоплательщику придется отстаивать в суде.

Обоснование: Товаром для целей Налогового кодекса РФ признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации (п. 3 ст. 38 НК РФ).

Согласно п. 1 ст. 39 НК РФ реализацией товаров, работ или услуг организацией признается соответственно передача на возмездной основе права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, - на безвозмездной основе.

На основании пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения по НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ, а также передача имущественных прав. В целях гл. 21 НК РФ передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг).

В соответствии с п. 1 ст. 492 Гражданского кодекса РФ по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Пунктом 2 ст. 497 ГК РФ установлено, что договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара).

По смыслу изложенных норм каталог является не товаром, а предложением потенциальным покупателям сделать покупки (офертой) на условиях, указанных в каталоге (п. 1 ст. 435 ГК РФ), и средством ознакомления с товаром. В отличие от товара каталог не обладает потребительской ценностью и не способен удовлетворить потребности покупателя.

Кроме того, направление каталога не может рассматриваться в качестве сделки, предметом которой является отчуждение имущества (п. 2 ст. 218 ГК РФ), поскольку, направляя потенциальным покупателям каталоги, организация делает предложение купить указанные в них товары, а не заключает сделку передачи в собственность товара (каталога).

Учитывая изложенное, передача каталогов не образует объекта налогообложения по НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).

Обоснованность указанного вывода подтверждена судебной практикой (Постановления ФАС Московского округа от 19.07.2011 N К-А40/7294-11, от 11.07.2011 N КА-А40/6881-11, от 08.12.2010 N КА-А40/15275-10).

Отметим, что Минфин России придерживается иной позиции, указывая, что передача в рекламных целях каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, облагается НДС в общеустановленном порядке (Письмо от 25.10.2010 N 03-07-11/424). Поэтому налогоплательщикам, продающим товары по каталогу и не начисляющим НДС на стоимость этих каталогов, следует быть готовым к возможным претензиям со стороны контролирующих органов.

А. В.Зацепин

Издательство "Главная книга"

26.10.2011