Основные задачи современного этапа развития законодательства о предпринимательской деятельности в свете 15-летия со дня принятия Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности"

(Лебедев К. К.) ("Предпринимательское право", 2006, N 2) Текст документа

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СВЕТЕ 15-ЛЕТИЯ СО ДНЯ ПРИНЯТИЯ ЗАКОНА РСФСР "О ПРЕДПРИЯТИЯХ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

К. К. ЛЕБЕДЕВ

Лебедев К. К. - кандидат юридических наук, доцент кафедры коммерческого права юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета.

15 лет назад, 25 декабря 1990 г., был принят Закон РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" (далее по тексту - Закон о предприятиях, Закон). Закон был введен в действие с 1 января 1991 г. и действовал до 1 января 1995 г., когда в большей своей части, за исключением ст. ст. 34 и 35, он утратил силу в связи с введением в действие части первой Гражданского кодекса РФ. Таким образом, Закон о предприятиях действовал всего лишь четыре года. Но, несмотря на столь краткий срок, он сыграл огромную роль в правовом обеспечении становления экономики рыночного типа в России и оказал большое влияние на дальнейшее развитие законодательства о предпринимательстве. Закон о предприятиях был, по существу, первым российским законом, закрепившим правовые принципы и основные правовые требования к экономической деятельности на территории России как деятельности предпринимательской. В Законе были предусмотрены организационно-правовые формы предприятий - юридических лиц (коммерческих организаций), основные элементы правового статуса предпринимателя, правовые гарантии предпринимательской деятельности, порядок создания, реорганизации и ликвидации предприятий. В течение названных четырех лет (с 1 января 1991 г. по 31 декабря 1994 г.) Закон "работал" с большим коэффициентом полезного действия: на его основе и в предусмотренных им организационно-правовых формах учреждались коммерческие организации и конституировались индивидуальные предприниматели, осуществлявшие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Большое количество учрежденных в указанный период коммерческих организаций продолжает действовать и в настоящее время. Многие положения Закона были сохранены и развиты в ГК РФ и других принятых позднее нормативных правовых актах. Сформулированное в ст. 1 Закона определение понятия предпринимательской деятельности легло в основу более развернутого определения, включенного в ст. 2 ГК РФ в целях характеристики отношений, регулируемых гражданским законодательством. Но далеко не все положения Закона были восприняты ГК РФ и получили отражение в действующем в настоящее время законодательстве. К 1995 - 1996 гг. по сравнению с переломным периодом начала 90-х гг. позиция законодателя по целому ряду принципиальных вопросов существенно изменилась, что и послужило главной причиной прекращения действия Закона о предприятиях. Однако важно отметить, что новеллы Гражданского кодекса РФ относительно тех вопросов, которые до 1 января 1995 г. регулировались Законом о предприятиях, появились в силу определенного доктринального видения путей развития правового регулирования предпринимательских отношений, а не вследствие того, что соответствующие положения Закона о предприятиях были отвергнуты практикой или, как говорится, "не выдержали испытания временем". И сейчас, по прошествии десяти с лишним лет со дня, когда Закон о предприятиях утратил силу, практика предпринимательства и углубление рыночных отношений вновь и вновь возвращают внимание юридической науки к проблемам, которые, казалось бы, были уже решены десять лет назад. На самом деле проблемы правового режима предпринимательства и организационно-правовых форм коммерческих организаций, правового статуса предпринимателя нисколько не утратили своей актуальности; они и сейчас требуют повышенного к себе внимания со стороны юридической науки <*>. Вот некоторые из этих проблем, которые могут быть рассмотрены с учетом положений Закона, утратившего силу, но не утратившего значение источника исторического опыта правотворчества в сфере предпринимательства. -------------------------------- <*> Об этом свидетельствуют многочисленные работы, посвященные критическому анализу правового режима предпринимательства в целом, а также отдельных крупных проблем, в том числе организационно-правовым формам коммерческих организаций; см., например, из числа опубликованных в самое последнее время: Белых В. С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России: монография. М.: ТК "Велби", Изд-во "Проспект", 2005. 432 с.; Лебедев К. К. О целях и правовых формах предпринимательской деятельности. В кн.: Гражданское законодательство: Статьи. Комментарии. Практика. Вып. 21. Алматы: Юрист, 2004. С. 66 - 79; Юрист. 2005. N 2. С. 74 - 79 (журнал, издаваемый в Казахстане на русском языке); Попондопуло В. Ф. Формы осуществления предпринимательской деятельности на территории России // Предпринимательское право. 2005. N 4. С. 12 - 24; Михайлов Н. И. Правовая организация финансово-промышленных групп в России: состояние и перспективы. М.: Волтерс Клувер, 2005. 392 с.

1. Закон о предприятиях предусматривал два различных правовых режима предпринимательства, которые устанавливались в зависимости от того, осуществлялось ли предпринимательство самим собственником имущества, используемого для предпринимательской деятельности, либо предпринимательство осуществлялось не собственником имущества, а другим лицом, управляющим имуществом собственника на том или ином правовом основании. В первом случае гражданин - собственник имущества, легализуясь в качестве индивидуального предпринимателя, осуществлял предпринимательскую деятельность в пределах, определенных действующим законодательством. Во втором случае лицо, осуществлявшее использование имущества собственника, действовало не только на основе законодательства, но и на основе и в пределах, определенных договором, заключаемым с собственником имущества (ст. 3 "Формы предпринимательской деятельности"). Причем, по смыслу Закона, лица, осуществлявшие предпринимательскую деятельность на основании договора с собственником имущества, также являлись предпринимателями. В ст. 16 Закона о предприятиях указывалось, что "каждый субъект предпринимательской деятельности имеет право: начинать и вести предпринимательскую деятельность путем учреждения, приобретения или преобразования предприятия, а также заключения договора с собственником имущества предприятия...". В Законе о предприятиях не предусматривались виды договоров, заключаемых собственником имущества с предпринимателем. В настоящее время к таким договорам можно отнести договор аренды предприятия (ст. ст. 656 - 664 ГК) и договоры аренды иного имущества, используемого как база для предпринимательской деятельности; договор доверительного управления имуществом (ст. ст. 1012 - 1026 ГК), договор коммерческой концессии (ст. ст. 1027 - 1040 ГК) и договор об управлении хозяйственным обществом, не предусмотренный Гражданским кодексом РФ, но упомянутый в Федеральных законах "Об акционерных обществах" (абз. 3 п. 1 ст. 69) и "Об обществах с ограниченной ответственностью" (ст. 42) <*>. -------------------------------- <*> В специально посвященной предпринимательским договорам монографии ее автор С. С. Занковский почему-то не рассматривает такие договоры, как договор коммерческой концессии, договор доверительного управления имуществом и договор об управлении организацией (см.: Занковский С. С. Предпринимательские договоры. М.: Волтерс Клувер, 2004. 304 с.), хотя, с нашей точки зрения, названные договоры с полным правом можно отнести к предпринимательским договорам, поскольку они опосредуют осуществление предпринимательской деятельности.

Практика заключения договоров об управлении коммерческой организацией, главным образом - хозяйственными обществами, имеет место; однако отношения по заключению и исполнению таких договоров нуждаются в законодательном регулировании. По мнению некоторых ученых - специалистов в области трудового права, "отношения по управлению организацией регулируются положениями гл. 53 ГК" <*>. Это утверждение ошибочно, так как нормы гл. 53 ГК ("Доверительное управление имуществом") регулируют отношения по договору доверительного управления имуществом, а не по договору об управлении организацией - юридическим лицом; в числе объектов доверительного управления в п. 1 ст. 1013 ГК называются предприятия, но в контексте данной нормы имеются в виду предприятия как объекты гражданских прав: имущественные комплексы, предназначенные для предпринимательской деятельности (п. 1 ст. 132 ГК). Положения гл. 53 ГК, скорее всего, не подлежат применению к договору об управлении организацией даже по аналогии закона, поскольку оба вида договоров кардинально различаются друг от друга по своему содержанию. -------------------------------- <*> См.: Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Отв. ред. А. М. Куренной, С. П. Маврин, Е. Б. Хохлов. М.: Юристъ, 2005. С. 845 - 846; автор комментария к главе 43 "Особенности регулирования труда руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации" - А. В. Гребенщиков.

В качестве исполнителя по договору об управлении организацией - управляющего - может выступать как юридическое лицо (коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия), так и индивидуальный предприниматель. По договору об управлении организацией управляющему передаются полномочия единоличного исполнительного органа организации. Наряду с этим коммерческая организация вправе привлечь гражданина для выполнения функций единоличного исполнительного органа не по договору об управлении обществом, а по договору найма - нанять его как профессионального топ-менеджера (директора, генерального директора). Согласно ст. 273 Трудового кодекса РФ, если управление организацией осуществляется не по договору об управлении, отношения между руководителем организации и данной организацией являются трудовыми и подпадают под действие законодательства о труде. Основанием возникновения трудовых отношений с гражданином, принимаемым на работу в организацию в качестве ее руководителя (единоличного исполнительного органа), является трудовой договор. Наличие приведенных положений в ТК РФ не исключает возможности заключения с нанятым руководителем не трудового договора, а особого договора, по условиям которого интересы руководителя ставятся в прямую зависимость от интересов организации. Такой договор можно было бы признать особым видом договора и назвать договором коммерческого найма управляющего. В п. 2 ст. 19 ("Участие предпринимателя в распределении прибыли предприятия") Закона о предприятиях было закреплено следующее положение: "Предприниматель, работающий по договору (контракту), может получать вознаграждение как в форме заработной платы, так и в форме доли прибыли предприятия. Формы, порядок и условия оплаты труда предпринимателя определяются договором (контрактом), заключенным с собственником имущества предприятия". Согласно абз. 4 п. 3 ст. 69 Федерального закона "Об акционерных обществах" "на отношения между обществом и единоличным исполнительным органом общества (директором, генеральным директором) и (или) членами коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции) действие законодательства Российской Федерации о труде распространяется в части, не противоречащей положениям настоящего Федерального закона". Это положение вызвало необходимость включить в ТК РФ правило о том, что решение уполномоченного органа юридического лица либо собственника имущества организации, либо уполномоченного собственником лица (органа) о досрочном расторжении трудового договора является дополнительным основанием для прекращения трудовых правоотношений (ст. 278 ТК РФ). Тем не менее положение, закрепленное в абз. 2 п. 3 ст. 69 Федерального закона "Об акционерных обществах", может быть подвергнуто расширительному толкованию в том смысле, что отношения общества с его топ-менеджером выходят за рамки трудовых отношений и, следовательно, за рамки трудового права. Во всяком случае, если профессиональный топ-менеджер "работает" на условиях получения части прибыли возглавляемой им организации и принимает на себя полностью или частично возможные риски деятельности этой организации, его правовой статус ближе к статусу индивидуального предпринимателя, чем к статусу руководителя, работающего по трудовому договору. Не определен в действующем законодательстве и правовой статус так называемых олигархов, под которыми имеются в виду граждане, обладающие значительным капиталом и имеющие в собственности большие пакеты акций крупных акционерных обществ. Как правило, олигархи являются либо управляющими (генеральными директорами), либо членами советов директоров (наблюдательных советов), во многих случаях - председателями советов директоров, тех акционерных обществ, акциями которых они владеют. Используя механизм преобладающего участия в уставном капитале общества, олигархи осуществляют, по существу, предпринимательскую деятельность через подконтрольные им юридические лица, оставаясь гражданами, свободными от бремени правового статуса индивидуального предпринимателя <*>. И тем не менее согласно действующему законодательству олигархи не являются субъектами предпринимательской деятельности, что позволяет им занимать различные должности на государственной гражданской службе, вплоть до должностей губернаторов субъектов Российской Федерации. Для того чтобы устранить это противоречие, следует установить правовой статус граждан - акционеров (участников), которые в силу преобладающего участия в уставном капитале общества имеют правовую возможность управлять делами такого общества, и в частности определять решения, принимаемые общим собранием акционеров (участников) данного общества. -------------------------------- <*> Многие из так называемых олигархов постоянно находятся в центре внимания средств массовой информации. Например, один из таких олигархов - владелец крупнейшего в России производителя стали Новолипецкого металлургического комбината Владимир Лисин, которому принадлежало около 90% акций НЛМК, продал 7% акций НЛМК за 609 млн. долларов США. См.: Кочева О. Владимир Лисин разжился наличными. Владелец НЛМК заработал 609 млн. долларов на продаже 7% акций комбината // Коммерсантъ. 2005. 10 дек.

Представляется, что в действующем законодательстве должны быть предусмотрены определенные правовые формы (правовые возможности) предпринимательства, допускающие различные способы осуществления предпринимательской деятельности. Положения, которые были закреплены ранее в Законе о предприятиях, могут быть развиты и конкретизированы с учетом накопленного за последнее десятилетие опыта правового регулирования отношений с участием предпринимателей. 2. По Закону о предприятиях индивидуальная предпринимательская деятельность без образования юридического лица могла осуществляться силами только самого предпринимателя и членов его семьи. Поэтому в тех случаях, когда индивидуальный предприниматель намеревался использовать наемных работников, он был обязан, как было сказано в п. 3 ст. 2 Закона, "зарегистрировать предприятие", т. е. учредить юридическое лицо - коммерческую организацию. Ныне законодательство не запрещает индивидуальному предпринимателю привлекать наемных работников и эксплуатировать их труд без образования юридического лица. Индивидуальный предприниматель сам выступает в качестве работодателя и заключает с наемными работниками трудовые договоры. Более того, согласно позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ в отношении нанятых им работников индивидуальный предприниматель выполняет "функции и обязанности, присущие должностному лицу и предусмотренные трудовым законодательством"; следовательно, за нарушения требований трудового законодательства индивидуальный предприниматель может быть "привлечен к административной ответственности не в качестве субъекта предпринимательской деятельности и не в связи с ее осуществлением, а как участник трудовых правоотношений, допустивший нарушение законодательства о труде" <*>. -------------------------------- <*> См.: Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 4 ноября 2003 г. N 8908/03 // Вестник ВАС РФ. 2004. N 3. С. 42 - 43. Это, далеко не бесспорное, толкование правового статуса индивидуального предпринимателя как работодателя позволило Президиуму ВАС РФ сделать парадоксальный вывод о неподведомственности арбитражному суду спора о привлечении индивидуального предпринимателя к административной ответственности за нарушения трудового законодательства, допущенные им в качестве работодателя.

Но индивидуальные предприниматели предпочитают не обременять себя необходимостью заниматься оформительскими обязанностями. В результате по всей территории России повсеместно сложилась практика эксплуатации индивидуальными предпринимателями других граждан без всякого юридического оформления найма, с оплатой их труда непосредственно "из рук в руки" без каких-либо документов и, естественно, без уплаты налогов. Эта порочная практика является одним из основных источников, подпитывающих теневую экономику, которая, как раковая, опухоль разъедает гражданское общество в России. Поэтому представляется целесообразным вновь вернуться к положению, ранее предусмотренному в Законе о предприятиях, и установить, что гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, не вправе использовать наемный труд других граждан; в том случае, когда индивидуальный предприниматель намеревается использовать в своем бизнесе труд других граждан, он обязан создать юридическое лицо в одной из предусмотренных законом организационно-правовых форм. 3. Наряду с другими организационно-правовыми формами юридических лиц - коммерческих организаций по Закону о предприятиях допускалась такая организационно-правовая форма, как индивидуальное (семейное) частное предприятие (ст. 8). Эта организационно-правовая форма активно использовалась гражданами для осуществления предпринимательской деятельности посредством юридического лица; к сожалению, данных статистики о количестве индивидуальных частных предприятий (ИЧП) не сохранилось, предположительно их было не меньше, если не больше, чем хозяйственных товариществ, обществ и производственных кооперативов, вместе взятых. В Гражданском кодексе РФ такой организационно-правовой формы нет; а перечень организационно-правовых форм коммерческих организаций, предусмотренный в ГК РФ, является исчерпывающим, и в настоящее время создать индивидуальное частное предприятие при всем желании невозможно. Не совсем ясно, почему разработчики ГК РФ отвергли эту форму; можно лишь предположить, что отрицательное отношение к индивидуальному частному предприятию вызвано таким существенным признаком, как неделимость уставного капитала ИЧП на доли. По существу, ИЧП - это разновидность унитарного предприятия, а унитарным предприятием, согласно ГК РФ, могут быть только государственные и муниципальные юридические лица. Однако сама по себе неделимость уставного капитала коммерческой организации не играет какой-либо отрицательной роли ни для ведения предпринимательской деятельности, ни для выполнения юридическим лицом любых своих обязательств, в том числе налоговых обязательств перед государством; вряд ли каким-то образом ущемляются интересы контрагентов коммерческой организации, уставный капитал которой неделим. Следовало бы вернуться к этой организационно-правовой форме юридического лица и предусмотреть ее в ГК РФ. Представляется, что восстановление такой организационно-правовой формы юридического лица, как индивидуальное частное предприятие гражданина, не повлекло бы за собой каких-либо негативных последствий ни для экономики, ни для правовой системы нашего государства. Напротив, это расширило бы круг организационно-правовых форм коммерческих организаций и предоставило бы гражданам самим решать вопрос о форме создаваемого ими юридического лица - с делимым уставным капиталом (хозяйственное товарищество, хозяйственное общество, производственный кооператив) или с неделимым уставным капиталом (индивидуальное частное предприятие). 4. В Законе о предприятиях предусматривались два вида хозяйственных товариществ: полное (ст. 9) и смешанное (ст. 10). Смешанное товарищество являлось юридическим лицом, и эта организационно-правовая форма перешла в ГК РФ, но под другим названием - "товарищество на вере" (ст. ст. 82 - 86). Полное товарищество по Закону о предприятиях не признавалось юридическим лицом (п. 3 ст. 9); аналогом такого полного товарищества является ныне простое товарищество как договорная форма совместной деятельности без образования юридического лица (ст. ст. 1041 - 1054 ГК РФ). По ГК РФ полное товарищество так же, как и товарищество на вере, признано юридическим лицом. Насколько адекватно такое решение вопроса сущности предпринимательства? Практика выдвигает этот вопрос, поскольку число хозяйственных товариществ, созданных как юридические лица за последние 10 лет, незначительно, оно не превышает одной десятой процента от общего количества коммерческих организаций, зарегистрированных в стране: полных товариществ - 482, товариществ на вере - 697 <*>. -------------------------------- <*> По данным официального интернет-сайта Федеральной налоговой службы России (www. nalog. ru), на 1 января 2005 г. на территории Российской Федерации были зарегистрированы 1648942 коммерческие организации, из них хозяйственные товарищества - 1179 (482 - полные, 697 - на вере).

Почему же такая организационно-правовая форма коммерческой организации, как полное хозяйственное товарищество, неактивно используется в предпринимательской практике? Причин тому несколько. Одна из них - это, несомненно, субсидиарная ответственность по обязательствам полного товарищества, которую его участники несут солидарно своим имуществом (п. 1 ст. 75 ГК). Создавать полное товарищество для коммерческих организаций совершенно нелогично и бессмысленно; если несколько коммерческих организаций захотят совместно заниматься каким-либо бизнесом, они не будут создавать для этого новое юридическое лицо, а заключат договор простого товарищества либо сформируют финансово-промышленную группу, которая, как и простое товарищество, не является юридическим лицом по действующему законодательству. Что касается граждан - индивидуальных предпринимателей, то для них психологически трудно учреждать для занятия бизнесом такое юридическое лицо, по обязательствам которого придется нести имущественную ответственность, да еще всем своим имуществом, за исключением тех вещей, на которые не обращается взыскание. Вторая причина состоит в том, что в современных условиях ведение бизнеса через юридическое лицо предполагает определенное структурирование юридического лица как организации, имеющей производственную и административно-управленческую структуры, возглавляемые постоянно действующим исполнительным органом (единоличным или коллегиальным), который, и только он, а не участники юридического лица, наделен правом выступать от имени юридического лица без доверенности. В полном же товариществе роль исполнительного органа незначительна, ибо, по общему правилу, каждый полный товарищ вправе совершать сделки от имени товарищества - юридического лица; в таком случае исполнительный орган либо вообще не нужен, либо при большом объеме коммерческих операций он все же создается для выполнения вспомогательных функций: оформления документов, ведения бухгалтерского учета, представления статистической и налоговой отчетности и т. п. В большинстве случаев ведение дел в полном товариществе поручается одному из партнеров - полных товарищей - управляющему партнеру, который в течение определенного срока, на который он избран управляющим партнером, исполняет функции единоличного исполнительного органа. При таком варианте организации деятельности полного товарищества оно, по существу, мало чем отличается от хозяйственного общества. Если уж сохранять полное товарищество как организационно-правовую форму юридического лица - коммерческой организации, то следовало бы в развитие норм Гражданского кодекса РФ скорректировать основные положения о полном товариществе, а именно: 1) предусмотреть требования к минимальному размеру уставного (складочного) капитала полного товарищества, который должен быть относительно большим, чтобы выполнять гарантирующую функцию; 2) ограничить возможность солидарной субсидиарной ответственности полных товарищей только теми случаями, когда каждый полный товарищ осуществляет операции от имени товарищества; 3) установить, что учредительными документами хозяйственного товарищества являются учредительный договор и устав. Предлагаемые изменения сделают такую организационно-правовую форму коммерческой организации, как полное товарищество, более востребованной в современных условиях предпринимательства в России. 5. В Законе о предприятиях отождествлялись товарищества с ограниченной ответственностью (ТОО) и акционерные общества закрытого типа (АОЗТ), ст. 11 "Товарищество с ограниченной ответственностью (акционерное общество закрытого типа)". В ГК РФ законодатель развел эти две организационно-правовые формы коммерческой организации, что является совершенно справедливым, поскольку только акционерное общество, в том числе закрытое (ЗАО, ранее называвшееся - АОЗТ), выпускает такие ценные бумаги, как акции, и, как указано в п. 1 ст. 99 ГК, уставный капитал акционерного общества "составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами". Общество с ограниченной ответственностью (ООО, бывшее ТОО) не вправе эмитировать акции, а его уставный капитал "составляется из стоимости вкладов его участников" (п. 1 ст. 90 ГК). Общества с ограниченной ответственностью стали преобладающей организационно-правовой формой коммерческих организаций: их насчитывается 1327320, что составляет более 80% от общего числа зарегистрированных коммерческих организаций (1648942), тогда как количество акционерных обществ (открытых и закрытых) значительно меньше: всего - 168583, то есть чуть больше 10% от общего числа коммерческих организаций <*>. Эти данные свидетельствуют о том, что закрытые акционерные общества не пользуются большой популярностью у инвесторов и не востребованы в достаточной степени в среде предпринимательства. Причины очевидны: отсутствие возможности размещать акции по открытой подписке и действие права преимущественной покупки настолько сближают ЗАО с ООО, что учредителям, как гражданам, так и юридическим лицам, гораздо проще создать и зарегистрировать ООО, нежели ЗАО. -------------------------------- <*> Там же.

Поэтому давно уже назрела необходимость либо вообще отказаться от такой организационно-правовой формы, как ЗАО, либо внести существенные коррективы в основные характеристики ЗАО с тем, чтобы ЗАО в большей степени являлось именно акционерным обществом, а не обществом с ограниченной ответственностью. Лишь отдельные, главным образом внешние, признаки ЗАО могут совпадать с соответствующими внешними признаками ООО, например, число акционеров должно быть все же относительно небольшим, то есть, как и предусмотрено сейчас Федеральным законом "Об акционерных обществах" (п. 3 ст. 7), не должно превышать пятидесяти. Рассмотренные выше проблемы наглядно иллюстрируют не только определенную преемственность Гражданского кодекса РФ с Законом о предприятиях в вопросах, связанных с правовыми формами предпринимательской деятельности, но и то, что сами эти вопросы не сняты до сих пор с повестки дня. В свое время была возможность оставить в силе Закон о предприятиях, несмотря на принятие части первой ГК РФ; следовало только внести в Закон о предприятиях все необходимые изменения с тем, чтобы устранить несоответствие его положений положениям части первой ГК РФ. Если бы законодатель пошел по такому пути, Закон о предприятиях продолжал бы действовать в новой редакции и играл бы роль базового нормативного правового акта в системе законодательства о предпринимательской деятельности. Но так не произошло, и в настоящее время подобный акт отсутствует; в результате огромный массив законодательства, посвященного регулированию предпринимательских отношений, не систематизирован и находится как бы в "разобранном" несбалансированном состоянии, не соответствующем тому уровню систематизации законодательства, который присущ отраслям российского права, имеющим консолидированные законодательные акты типа кодексов. Консолидированный законодательный акт необходим и такой отрасли российского законодательства, как законодательство о предпринимательской деятельности. В настоящее время преобразование экономики в целом завершено, экономика России является экономикой рыночного капиталистического типа, основные задачи и направления экономической политики государства очевидны. В современных условиях нет никаких препятствий для систематизации законодательства о предпринимательской деятельности путем принятия кодифицированного закона (кодекса). Такая кодификация может быть произведена без нарушения структуры законодательства, сложившейся к настоящему времени. Кодификация законодательства о предпринимательской деятельности не повлечет за собой каких-либо негативных последствий для экономики и права, а преимущества, которые могут быть достигнуты в результате этой кодификации, очевидны: правовое обеспечение и правовые гарантии предпринимательства в России будут упорядочены и усилены.

Название документа