Организация приобрела основное средство - автомобильный кран. Согласно выданному ПТС автокран относится к категории "C", зарегистрирован в ГИБДД. Также он зарегистрирован и в Ростехнадзоре

Правомерно ли при определении ставки транспортного налога отнести автокран марки КС-55727-7-(12) к категории "Другие самоходные транспортные средства"?

Ответ: По транспортным средствам, зарегистрированным в подразделениях ГИБДД МВД России (на которые выдан ПТС), применяется налоговая ставка, установленная для соответствующей категории автотранспортных средств, согласно регистрационным документам на указанное транспортное средство. Независимо от того, для какой цели используется транспортное средство (например, автомобильный кран марки КС-55727-7-(12), относящийся согласно ПТС к категории "C" и предназначенный для выполнения погрузочно-разгрузочных и строительно-монтажных работ на объектах), какое оборудование на нем размещено, это транспортное средство не является "другим самоходным транспортным средством" в качестве объекта налогообложения по транспортному налогу, а относится в целях налогообложения к грузовым автомобилям.

Обоснование: Как следует из положений п. 1 ст. 361 Налогового кодекса РФ, для грузовых автомобилей (свыше 100 лошадиных сил) и других самоходных транспортных средств, машин и механизмов на пневматическом и гусеничном ходу установлены различные ставки транспортного налога.

Между тем обязательным условием для признания транспортного средства объектом налогообложения по транспортному налогу является его регистрация в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ (п. 1 ст. 358 НК РФ).

Так, согласно абз. 2 п. 2 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" (далее - Постановление N 938) в подразделениях ГИБДД МВД России осуществляется регистрация автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования.

В свою очередь, в органах государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ (далее - органы Гостехнадзора) производится регистрация тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/час и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования (абз. 3 п. 2 Постановления N 938).

К категории "C" относятся автомобили, за исключением относящихся к категории "D", разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг (п. 28 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного Приказом МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134 от 23.06.2005).

Исходя из вышеизложенного автотранспортные средства, зарегистрированные в подразделениях ГИБДД как автомобили, в целях гл. 28 НК РФ к самоходной технике (машинам) не относятся.

Аналогичной позиции по данному вопросу придерживаются арбитражные суды. Как указано в судебных постановлениях, если транспортное средство зарегистрировано в органах ГИБДД как автомобиль, то независимо от того, для какой цели оно предназначено и какое оборудование на нем размещено, это транспортное средство в качестве объекта налогообложения не является "другим самоходным транспортным средством", поименованным в п. 1 ст. 361 НК РФ. Следовательно, при исчислении транспортного налога надлежит применять дифференцированные налоговые ставки, установленные региональным законом о транспортном налоге для категории "Грузовые автомобили" (Постановления Президиума ВАС РФ от 18.09.2007 N 5336/07, от 17.07.2007 N 2965/07, от 17.07.2007 N 2620/07, ФАС Уральского округа от 20.05.2010 N Ф09-3745/10-С3).

Разделяют эту позицию и Минфин России, указавший в Письме от 01.04.2005 N 03-06-04-04/1, что специальные автомобили различных марок, моделей и модификаций, на шасси которых установлены различное оборудование, агрегаты и установки, относятся к категории "Грузовые автомобили", и ФНС России. Так, в своем Письме от 06.07.2007 N 18-0-09/0204 ФНС России указала, что в отношении транспортных средств, зарегистрированных в органах государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ, на которые выданы паспорта самоходных транспортных средств, при исчислении транспортного налога применяется налоговая ставка, установленная для категории "Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу". По транспортным средствам, зарегистрированным в подразделениях ГИБДД МВД России, применяется налоговая ставка, установленная для соответствующей категории автотранспортных средств, согласно регистрационным документам на указанное транспортное средство.

Таким образом, поскольку транспортное средство пользователя зарегистрировано в органах ГИБДД, а в ПТС указана категория "C", учитывая позицию Минфина России и ФНС России, при исчислении транспортного налога налогоплательщику следует применять налоговую ставку, установленную для категории "Грузовые автомобили".

Однако следует обратить внимание и на наличие судебной практики, содержащей противоположные выводы. Так, ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 22.01.2007 N Ф04-9050/2006(30183-А67-40) указал, что критерием отнесения транспортного средства к категории грузовых автомобилей является его функциональное назначение, а указание органами ГИБДД в паспортах транспортных средств (автомобильных кранов) категории "C" само по себе не является безусловным основанием для отнесения рассматриваемых автокранов к категории грузовых автомобилей. В соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (утв. Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359) автокраны относятся к категории "Машины и оборудование", а не к категории "Средства транспортные". Таким образом, суд пришел к мнению о том, что автомобильный кран является специальным транспортным средством, относится к категории "Другие самоходные машины и механизмы".

Что касается информации, содержащейся в вопросе о регистрации автокрана в органах Ростехнадзора, то здесь, как мы можем предположить, речь идет о регистрации грузоподъемного механизма (крана), установленного на шасси автомобиля, в соответствии с положениями ст. 9.1.2 Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов ПБ 10-382-00, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора России от 31.12.1999 N 98.

В связи с этим считаем, что факт регистрации грузоподъемного механизма в органах Госгортехнадзора не влияет на определение ставки по транспортному налогу для автотранспортного средства, поскольку транспортные средства, зарегистрированные в органах ГИБДД, относятся в целях обложения транспортным налогом к грузовым автомобилям.

О. Б.Смирнова

Консультационно-аналитический центр

по бухгалтерскому учету

и налогообложению

21.10.2011