Организацией, осуществляющей проведение азартных игр, приобретены 6 новых игровых столов. С целью регистрации данных столов организация подала в налоговый орган заявление о регистрации объектов налогообложения по налогу на игорный бизнес. Данное заявление исполнено в электронном виде, форма бланка соблюдена, документ снабжен электронной цифровой подписью. Налоговый орган отказался принять указанное заявление, сославшись на тот факт, что налоговым законодательством не предусмотрена возможность исполнения данного заявления в электронном виде, кроме того, на заявлении необходимо наличие оттиска печати организации - собственника объектов налогообложения. Правомерен ли отказ принять заявление о регистрации объектов налогообложения по налогу на игорный бизнес в данном случае?
Ответ: Если организацией, осуществляющей проведение азартных игр, приобретены 6 новых игровых столов, с целью регистрации которых организация подала в налоговый орган по установленной форме заявление о регистрации объектов налогообложения по налогу на игорный бизнес в электронном виде с использованием электронной цифровой подписи, то отказ налогового органа от приема такого заявления является правомерным, так как законодательство РФ содержит исчерпывающий перечень способов, которыми допускается подача заявления о регистрации объектов налогообложения по налогу на игорный бизнес, а возможность представления указанного заявления в электронном виде в нем не предусмотрена.
Обоснование: Ввиду норм пп. 1 п. 1 ст. 366 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признается игровой стол.
Соответственно, организация, использующая в своей деятельности игровые столы, несет обязанность по уплате налога на игорный бизнес.
Нормами п. 2 ст. 366 НК РФ установлено, что в целях гл. 29 НК РФ каждый объект налогообложения, указанный в п. 1 ст. 366 НК РФ, подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки этого объекта налогообложения не позднее чем за два дня до даты установки каждого объекта налогообложения. Регистрация производится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения с обязательной выдачей свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения. Форма указанного заявления и форма указанного свидетельства утверждаются Минфином России. Налогоплательщики, не состоящие на учете в налоговых органах на территории того субъекта РФ, где устанавливается (устанавливаются) объект (объекты) налогообложения, указанный (указанные) в п. 1 ст. 366 НК РФ, обязаны встать на учет в налоговых органах по месту установки такого объекта (таких объектов) налогообложения в срок не позднее чем за два дня до даты установки каждого объекта налогообложения.
Таким образом, при установке нового объекта налогообложения, в данном случае игорных столов, организация принимает на себя обязанность по регистрации данного факта в налоговом органе путем подачи заявления. Кроме того, регистрация игорных столов осуществляется не позднее чем за два дня до фактической установки столов.
Пунктом 5 ст. 366 НК РФ установлено, что заявление о регистрации объекта (объектов) налогообложения представляется налогоплательщиком в налоговый орган лично или через его представителя либо направляется в виде почтового отправления с описью вложения.
Данной нормой предусмотрены способы подачи заявления, однако способы исполнения такого заявления не названы.
Пунктом 1 ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" (далее - Закон N 1-ФЗ) установлено, что целью Закона N 1-ФЗ является обеспечение правовых условий использования электронной цифровой подписи в электронных документах, при соблюдении которых электронная цифровая подпись в электронном документе признается равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе. Следует иметь в виду, что указанный нормативный акт утрачивает силу 01.07.2012 в связи с изданием Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи".
По смыслу данной нормы при соблюдении установленных законодательством требований документ в электронном виде, снабженный электронной цифровой подписью, является равносильным документу, исполненному на бумажном носителе, подписанному надлежащим лицом собственноручно.
Нормами п. 1 ст. 4 Закона N 1-ФЗ установлено, что электронная цифровая подпись в электронном документе равнозначна собственноручной подписи в документе на бумажном носителе при одновременном соблюдении следующих условий: сертификат ключа подписи, относящийся к этой электронной цифровой подписи, не утратил силу (действует) на момент проверки или на момент подписания электронного документа при наличии доказательств, определяющих момент подписания; подтверждена подлинность электронной цифровой подписи в электронном документе; электронная цифровая подпись используется в соответствии со сведениями, указанными в сертификате ключа подписи.
Основываясь на нормах п. 2 ст. 19 Закона N 1-ФЗ, в случаях, установленных законами и иными нормативными правовыми актами РФ или соглашением сторон, электронная цифровая подпись в электронном документе, сертификат которой содержит необходимые при осуществлении данных отношений сведения о правомочиях его владельца, признается равнозначной собственноручной подписи лица в документе на бумажном носителе, заверенном печатью.
Соответственно, электронная цифровая подпись, отвечающая требованиям, установленным для данного вида подписи, заменяет не только собственноручную подпись, но и печать, которой должна скрепляться данная подпись.
При анализе формы заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения по налогу на игорный бизнес, утвержденной Приказом Минфина России от 24.01.2005 N 8н "Об утверждении формы заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес", обнаруживается, что данное заявление должно быть скреплено не только подписью надлежащего лица, но и печатью организации.
Резюмируя вышеизложенное, можно сделать обоснованный вывод, что отказ в принятии заявления налоговым органом является правомерным, данный вывод усматривается из того, что в законе четко определены способы подачи заявления о регистрации объектов налогообложения по налогу на игорный бизнес, в данный перечень не входит подача указанного заявления в электронном виде. Факт равной юридической силы документа, исполненного на бумажном носителе, и документа, исполненного в электронном виде, значения не имеет.
А. Ю.Рахаев
Центр методологии бухгалтерского учета
и налогообложения
21.10.2011