О возможности заключения договора аренды федерального имущества без проведения конкурса или аукциона с некоммерческой организацией при условии выполнения ею требований пп. 4 п. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ, а также о неприменении норм п. 7 ст. 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ ввиду отсутствия утвержденного перечня федерального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав некоммерческих организаций)

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 20 октября 2011 г. N Д08-4220

Минэкономразвития России рассмотрело обращение по вопросу заключения договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении федерального имущества, в соответствии со ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) и сообщает следующее.

В соответствии со ст. 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды или безвозмездного пользования в отношении федерального муниципального имущества может быть осуществлено без проведения конкурсов или аукционов в случае предоставления прав на такое имущество некоммерческим организациям при условии осуществления ими деятельности, направленной на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также других видов деятельности, предусмотренных ст. 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон о некоммерческих организациях).

Таким образом, при условии фактического осуществления организацией в соответствии с учредительными документами указанной деятельности Законом о защите конкуренции допускается заключение договора аренды федерального имущества без проведения конкурса или аукциона.

При этом законодательство Российской Федерации не содержит четких указаний на перечень документов, подтверждающих соответствие деятельности условиям признания некоммерческих организаций социально ориентированными, а также на порядок признания некоммерческих организаций социально ориентированными.

Кроме того, по мнению Минэкономразвития России, бремя доказывания соответствия некоммерческой организации требованиям, предъявляемым пп. 4 п. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции, возлагается на организацию.

В части возможности установления льготной ставки арендной платы или предоставления имущества в безвозмездное пользование в соответствии со ст. 31.1 Закона о некоммерческих организациях сообщаем следующее.

Пунктом 7 ст. 31.1 Закона о некоммерческих организациях предусмотрена возможность предоставления во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) социально ориентированным некоммерческим организациям федерального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав некоммерческих организаций) и включенного в утвержденный перечень такого имущества.

Перечень федерального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав некоммерческих организаций), в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) социально ориентированным некоммерческим организациям в настоящее время не утвержден, соответственно, в отношении указанного федерального имущества не могут быть применены положения п. 7 ст. 31.1 Закона о некоммерческих организациях.

Одновременно Минэкономразвития России отмечает, что в соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, Минэкономразвития России не уполномочено осуществлять официальное толкование законодательства Российской Федерации, а также давать официальные разъяснения в отношении практики его применения.

Директор Департамента

имущественных отношений

А. К.УВАРОВ

20.10.2011