Организация не эксплуатирует особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, но при этом в результате деятельности организации в сентябре 2011 г. однократно образовались радиоактивные отходы (материалы с повышенным содержанием радионуклидов), которые признаются ее собственностью и подлежат захоронению

Вправе ли будет организация учесть в расходах в целях исчисления налога на прибыль затраты, понесенные ею в связи с захоронением радиоактивных отходов? Если вправе, то в каком объеме признаются расходы - в размере фактических затрат или существуют определенные нормативы? Следует ли формировать резерв предстоящих расходов на захоронение радиоактивных отходов?

Ответ: Организация, не эксплуатирующая особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, но при этом в результате деятельности которой в сентябре 2011 г. однократно образовались радиоактивные отходы (материалы с повышенным содержанием радионуклидов), которые признаются ее собственностью и подлежат захоронению, вправе учесть в расходах в целях исчисления налога на прибыль затраты, понесенные ею в связи с захоронением таких радиоактивных отходов, поскольку законодательно на организацию - собственника радиоактивных отходов возложена обязанность оплаты захоронения радиоактивных отходов за счет собственных средств. Указанные расходы учитываются при документальном подтверждении в составе материальных расходов на основании пп. 6 п. 1 ст. 254 Налогового кодекса РФ. При этом НК РФ не содержит норм по ограничению размера учитываемых расходов - они принимаются в размере фактических затрат. Формирование резерва предстоящих расходов на захоронение радиоактивных отходов НК РФ также не предусматривает.

Обоснование: Общие требования к организациям, в результате осуществления деятельности которых образуются радиоактивные отходы, установлены в ст. 21 Федерального закона от 11.07.2011 N 190-ФЗ "Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 190-ФЗ).

В частности, ч. 1 ст. 21 Закона N 190-ФЗ определено, что организации, в результате осуществления деятельности которых образуются радиоактивные отходы, несут ответственность за безопасность при обращении с радиоактивными отходами до их передачи национальному оператору.

При этом согласно ч. 6 ст. 21 Закона N 190-ФЗ организации, не относящиеся к организациям, эксплуатирующим особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, обязаны осуществить оплату захоронения радиоактивных отходов исходя из фактического объема передаваемых национальному оператору радиоактивных отходов и тарифов на их захоронение. Оплата захоронения радиоактивных отходов осуществляется при передаче их национальному оператору.

Национальный оператор по обращению с радиоактивными отходами (далее также - национальный оператор) - это юридическое лицо, уполномоченное в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществлять деятельность по захоронению радиоактивных отходов и иные виды деятельности по обращению с радиоактивными отходами (п. 23 ч. 1 ст. 3 Закона N 190-ФЗ).

В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 20 Закона N 190-ФЗ национальный оператор обязан принимать радиоактивные отходы на захоронение. Их захоронение должно быть оплачено. При приеме радиоактивных отходов на захоронение составляется акт приема-передачи радиоактивных отходов.

Организация вправе учесть вышеуказанные затраты в составе материальных расходов по пп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ как расходы на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями.

НК РФ определяет, что к работам (услугам) производственного характера относятся выполнение отдельных операций по производству (изготовлению) продукции, выполнению работ, оказанию услуг, обработке сырья (материалов), контроль за соблюдением установленных технологических процессов, техническое обслуживание основных средств и другие подобные работы. В данном случае к таким "иным" работам можно отнести работы по захоронению радиоактивных отходов, выполненных национальным оператором.

Документальное подтверждение работ (условие п. 1 ст. 252 НК РФ) может производиться, например, актом приема-передачи радиоактивных отходов и документом, подтверждающим факт оплаты организацией захоронения радиоактивных отходов.

При этом НК РФ не содержит норм по ограничению размера учитываемых расходов - они принимаются в размере фактических затрат. Формирование резерва предстоящих расходов на захоронение радиоактивных отходов НК РФ также не предусматривает.

О. А.Королева

Советник государственной

гражданской службы РФ

2 класса

20.10.2011