Общественный фонд поддержки малообеспеченных детей (некоммерческая организация) получил в 2010 г. по решению администрации муниципального образования имущественное право в виде безвозмездного пользования муниципальным помещением (пристройкой к зданию администрации). В пристройке фонд планирует разместить общественную приемную фонда. Поскольку предоставленное помещение нуждалось в ремонте, фонд в декабре 2010 г. заключил договор с ООО о том, что ООО за счет собственных средств отремонтирует помещение под общественную приемную фонда. Фактически ремонт был начат в январе 2011 г. и окончен в июне 2011 г. (сторонами подписан акт приемки-сдачи работ от 15.06.2011)

Налоговый орган разъяснил фонду, что имущественное право на пользование помещением в данном случае не учитывается в доходах, а безвозмездно полученный доход в виде выполненных ООО работ по ремонту признается доходом, учитываемым в целях исчисления налога на прибыль.

Прав ли налоговый орган?

Ответ: Вывод налогового органа о том, что имущественное право в виде безвозмездного пользования муниципальным помещением, переданным общественному фонду (некоммерческая организация) в 2010 г. по решению администрации муниципального образования, в данном случае не учитывается в доходах фонда, а безвозмездно полученный доход в виде выполненных ООО работ по ремонту признается доходом, учитываемым в целях исчисления налога на прибыль, частично ошибочен. Целевыми поступлениями, не учитываемыми в доходах при определении налоговой базы по налогу на прибыль, признаются как имущественное право на пользование муниципальным помещением (пп. 16 п. 2 ст. 251 Налогового кодекса РФ), так и безвозмездно полученный доход в виде выполненных ООО работ по ремонту этого помещения (пп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ) при условии ведения раздельного учета доходов (расходов) целевых средств.

Обоснование: Пунктом 2 ст. 251 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.

К целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся, в частности, осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях взносы учредителей (участников, членов), пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, доходы в виде безвозмездно полученных некоммерческими организациями работ (услуг), выполненных (оказанных) на основании соответствующих договоров, а также отчисления на формирование в установленном ст. 324 НК РФ порядке резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые производятся товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, садоводческому, садово-огородному, гаражно-строительному, жилищно-строительному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу их членами (пп. 1).

При этом вышеприведенная редакция, позволяющая относить к целевым поступлениям доходы некоммерческих организаций в виде безвозмездно полученных некоммерческими организациями работ (услуг), выполненных (оказанных) на основании соответствующих договоров, введена Федеральным законом от 18.07.2011 N 235-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части совершенствования налогообложения некоммерческих организаций и благотворительной деятельности" (далее - Закон N 235-ФЗ).

Пунктом 3 ст. 3 Закона N 235-ФЗ установлено, что действие пп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ (в ред. Закона N 235-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 г.

Таким образом, доходы некоммерческих организаций в виде безвозмездно полученных некоммерческими организациями работ (услуг), выполненных (оказанных) на основании соответствующих договоров, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль с 1 января 2011 г.

При этом в вопросе указано, что договор между ООО и фондом был составлен в декабре 2010 г., т. е. до начала действия вышеприведенной редакции пп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ.

Но вместе с тем акт приемки-сдачи выполненных ремонтных работ помещения подписан в июне 2011 г.

В связи с этим следует руководствоваться нормами пп. 1 п. 4 ст. 271 НК РФ, которая прямо устанавливает: для внереализационных доходов датой получения дохода признается дата подписания сторонами акта приема-передачи имущества (приемки-сдачи работ, услуг) - для доходов в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг).

Следовательно, в данном случае датой получения дохода будет являться 15 июня 2011 г. Поскольку в это время пп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ уже действовал в редакции Закона N 235-ФЗ, данный вид дохода некоммерческой организацией в доходах при определении налоговой базы не учитывается.

Что касается полученных фондом имущественных прав в виде безвозмездного пользования муниципальным помещением, то в соответствии с пп. 16 п. 2 ст. 251 НК РФ они также признаются целевыми поступлениями.

Учитывая изложенное, в данной ситуации целевыми поступлениями, не учитываемыми в доходах при определении налоговой базы по налогу на прибыль, признаются как имущественное право в виде безвозмездного пользования муниципальным помещением, так и безвозмездно полученный доход в виде выполненных ООО работ по ремонту этого помещения при условии ведения раздельного учета доходов (расходов) целевых средств.

О. А.Королева

Советник государственной

гражданской службы РФ

2 класса

20.10.2011