ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ И СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В СЕМИДЕСЯТЫЕ ГОДЫ XX ВЕКА В СССР

С.В. ЗАВРАЖИНА

Деятельность СМИ как инструмента формирования общественного мнения о работе ОВД РФ нуждается в совершенствовании нормативно-правового регулирования с учетом изменяющейся обстановки. Нельзя не обратить внимание на то, что большинство его форм и методов сложились в ходе длительного процесса исторического развития системы правоохранительных органов.

Одним из факторов успешности правоохранительной деятельности является использование средств массовой информации. Важность данного фактора обусловлена его социальной значимостью и обширными возможностями. Социальная значимость заключается в возрастающем влиянии средств массовой информации на жизнь и мировоззрение современного общества. Применение обширных возможностей современных СМИ позволяет оперативно информировать широкие слои населения о совершенных преступлениях, осуществлять розыск преступников и вести профилактическую деятельность. Однако под влиянием происходящих за десятилетия реформ, процессов демократизации, коммерциализации, глобализации и информатизации роль СМИ в российском обществе существенно изменилась. Функции и место СМИ определились как средство информирования общества, способ контроля общества за деятельностью власти и средство формирования общественного мнения.

Приобретя определенную независимость от государственной контроля "цензуры", СМИ, якобы выражая собственное мнение, иногда грешат неточностями, искажают информацию, оказывая тем самым воздействие на общественное мнение. Данное обстоятельство имеет особое значение, когда речь идет об освещении в СМИ действий правоохранительных органов. Правоохранительные органы, в частности органы внутренних дел, находятся в постоянном взаимодействии с общественностью. Эффективность этого взаимодействия напрямую зависит от общественного мнения и уровня общественной лояльности. С другой стороны, освещение в СМИ деятельности правоохранительных органов всегда вызывало повышенный интерес у населения. Материалы на правоохранительную тему, сообщения криминального характера почти всегда интересны, остры, необычны и потому востребуются читателями и зрителями. Но органы внутренних дел заинтересованы не в сенсационности, а в объективности и своевременности их обнародования. От этого зависит формирование общественного мнения о деятельности ОВД в целом, а зачастую и эффективность взаимодействия ОВД с общественностью в установлении, розыске и задержании преступников, раскрытии и профилактике преступлений и поддержании общественного порядка.

На всем протяжении своего развития взаимодействие ОВД со СМИ осуществлялось как неотъемлемая часть сложной системы взаимоотношений правоохранительных органов и общества, реализуемых в контексте проводимой правоохранительной политики. Особое значение для развития взаимодействия ОВД со СМИ имеет период семидесятых годов XX в., когда были сформированы основные тенденции и определены направления развития взаимодействия, актуальные и по сей день. В начале шестидесятых годов XX в. ослабленные правоохранительные органы с трудом справлялись со стоящими перед ними задачами, а низкий уровень взаимодействия ОВД с различными социальными институтами и растущая волна недовольства лишь усугубляли ситуацию <1>. В результате, несмотря на то что деятельность правоохранительных органов в целом была возвращена в правовое русло, уровень общественного доверия правоохранительным органам еще более снизился. Этому также способствовал значительный рост преступности в стране.

В сложившейся ситуации важность укрепления правоохранительной системы государства и восстановления общественного доверия ОВД была очевидна. Дальнейшие преобразования системы правоохранительных органов и укрепление уровня общественного доверия связанны с назначением на пост министра внутренних дел Н.А. Щелокова <2>. Для решения этой проблемы мер пропагандистского характера было явно недостаточно <3>, необходимо было изменить восприятие образа сотрудника органов внутренних дел в общественном сознании, сформировать представление о правоохранительных органах как о системе, стоящей на страже законности и правопорядка. Во многом благодаря личным усилиям министра Щелокова были установлены связи МВД с Министерством культуры СССР. По инициативе МВД были проведены расширенные заседания Совета министров СССР с участием представителей Министерства культуры, государственных комитетов Совета министров СССР по телевидению, по печати и кинематографии, а также руководителей Союза писателей, Союза журналистов и других творческих союзов.

Для координации взаимодействия различных служб по использованию средств массовой информации и оказанию методической помощи органам внутренних дел во многих республиках создавались общественные редакционные советы, которые возглавили представители республиканских министерств внутренних дел. С учетом складывающейся оперативной обстановки советы разрабатывали тематические годовые и квартальные планы конкретных публикаций, пресс-конференций, встреч за круглым столом, теле- и радиопрограмм. Утверждали лиц, ответственных за подготовку отдельных статей и передач, намеченных мероприятий, сроки их выполнения. Большое внимание в планах обращалось на проведение культурно-просветительной работы, творческих конкурсов, пропаганду права <4>.

14 ноября 1969 г. был издан совместный Приказ Председателя Комитета по радиовещанию и телевидению при Совете министров СССР и министра внутренних дел СССР "Об улучшении использования массовых средств пропаганды в профилактике правонарушений" <5>. Приказом предусмотрены меры по усилению пропаганды деятельности органов внутренних дел по укреплению правопорядка. Решено проводить по центральному телевидению не реже одного раза в месяц специальные тридцатиминутные передачи по вопросам укрепления общественного порядка и социалистической законности. Начальники УВД и редакторы местного радиовещания и телевидения должны разрабатывать тематические и перспективные планы передач. На Центральной студии телевидения создан общественный редакционный совет, такие же советы рекомендовано создать в областях и республиках. На эти советы возложены задачи по организации всей предупредительной работы, проводимой с использованием средств радио и телевидения, что, естественно, не освобождает начальников следственных подразделений от подобной работы среди следователей, а тем более от участия в работе общественных редакций. Также особое внимание уделялось укреплению взаимодействия ОВД со СМИ в направлении пропаганды соблюдения правил дорожного движения. Помимо появления телевизионных и радиопрограмм, посвященных данной тематике, был широко налажен выпуск специальной полиграфической продукции в форме наглядной агитации.

Благодаря активизации работы в этом направлении начиная с 1968 г. заметно увеличилось число публикаций в местной и центральной прессе, посвященных деятельности правоохранительных органов. Особенно эффективным оказалось ведение сотрудниками милиции разъяснительной работы в печати. На телевидении появились специальные программы, такие как "Человек и закон", "02", "Голубой луч" и др. Также благодаря установлению сотрудничества с различными творческими коллективами появились такие литературные персонажи, как "участковый Аниськин" Виля Липатова, капитан Глеб Жеглов и старший лейтенант Владимир Шарапов братьев Вайнеров; вышел на экраны многосерийный фильм "Рожденная революцией". Это существенно повлияло на изменение восприятия правоохранительных органов в общественном сознании и повышение престижа милицейской службы. Все эти решения способствовали укреплению общественного доверия правоохранительным органам. Заметную активизацию взаимодействия ОВД со СМИ в данном контексте можно рассматривать как часть процесса реформирования правоохранительных органов, направленного на изменение восприятия в общественном сознании образа сотрудника милиции и активизацию общественного содействия в охране правопорядка.

В целом именно в период 70-х годов XX в. были заложены основные тенденции и определены направления дальнейшего развития взаимодействия ОВД со СМИ: вопросы взаимодействия ОВД со СМИ получили всестороннее нормативно-правовое закрепление в ведомственных и межведомственных нормативных актах; в результате проведения ряда организационных мероприятий взаимодействие перешло на новый уровень. Позитивный опыт реформ этого периода до сих пор не утратил своей актуальности. Более того, в настоящее время целесообразно было бы значительно активизировать совместную работу субъектов взаимодействия. С учетом положительного исторического опыта было бы целесообразно восстановить независимые редакции при редакциях СМИ, что позволило бы более результативно строить взаимодействие между ОВД и СМИ. Необходимо усилить профилактическую и разъяснительную работу правоохранительных органов, для чего необходимо увеличить количество выступлений представителей правоохранительных органов в СМИ. Исторический опыт показывает, что процесс взаимодействия нуждается в постоянном активном обновлении форм и средств с учетом уже имеющихся позитивных наработок советского времени.