Аптечной организацией, на основании лицензии осуществляющей розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения, допущено нарушение лицензионных правил и условий, выразившееся в необеспечении установленного минимального ассортимента лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи. Однако прокурором, обратившимся в суд с заявлением о привлечении организации к ответственности, правонарушение неверно квалифицировано по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, тогда как данное нарушение признается грубым. Вправе ли суд переквалифицировать ответственность на ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ?

Ответ: Если аптечной организацией, на основании лицензии осуществляющей розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения, допущено нарушение лицензионных правил и условий, выразившееся в необеспечении установленного минимального ассортимента лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи, однако прокурором, обратившимся в суд с заявлением о привлечении организации к ответственности, правонарушение неверно квалифицировано по ч. 3 ст. 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, тогда как данное нарушение признается грубым, то суд не вправе переквалифицировать ответственность на ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.

Обоснование: В соответствии с ч. 6 ст. 55 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" аптечные организации, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, обязаны обеспечивать установленный уполномоченным федеральным органом исполнительной власти минимальный ассортимент лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи.

Из пп. "г" п. 4 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 06.07.2006 N 416 (далее - Положение N 416), следует, что одним из лицензионных требований и условий при осуществлении фармацевтической деятельности является соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения (аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности), правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности.

Согласно п. 1.5 Порядка отпуска лекарственных средств, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2005 N 785, для бесперебойного обеспечения населения лекарственными средствами аптечные учреждения (организации) обязаны иметь в наличии минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи.

Минимальный ассортимент лекарственных препаратов для медицинского применения, необходимых для оказания медицинской помощи, утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 15.09.2010 N 805н.

Из примечания к ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ следует, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Пунктом 5 Положения N 416 установлено, что под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, в том числе предусмотренных пп. "г" п. 4 Положения N 416.

На основании ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно ч. 3 указанной статьи осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Из п. 8 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" следует: в случае если заявление административного органа о привлечении к административной ответственности или протокол об административном правонарушении содержат неправильную квалификацию совершенного правонарушения, суд при наличии доказательств, достаточных для определения иной квалификации противоправного деяния, вправе принять решение о привлечении к административной ответственности в соответствии с надлежащей квалификацией.

Однако необходимо учитывать следующее.

Как следует из п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", несмотря на обязательность указания в протоколе об административном правонарушении наряду с другими сведениями, перечисленными в ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, конкретной статьи КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающей административную ответственность за совершенное лицом правонарушение, право окончательной юридической квалификации действий (бездействия) лица КоАП РФ относит к полномочиям судьи. Если при рассмотрении дела будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, судья может переквалифицировать действия (бездействие) лица на другую статью, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, при условии, что это не ухудшает положения лица, в отношении которого возбуждено дело, и не изменяет подведомственности его рассмотрения. В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.

Учитывая изложенное, суд в рассматриваемом случае не может переквалифицировать ответственность на ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, так как указанная норма предусматривает более строгую санкцию по сравнению с ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, поэтому привлечение организации к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ ухудшает ее положение, что недопустимо (см., например, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 30.12.2008 по делу N А82-5198/2008-39).

П. С.Долгополов

Юридическая компания "Юново"

18.10.2011